"Оторваться" от Европы

Саммит АТЭС напомнил о необходимости развивать Дальний Восток. Подготовка саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) вызвала много волнений: все-таки Россия впервые принимала важнейший политический и экономический форум. Но мрачные прогнозы не сбылись: форум прошел успешно, а мост на остров Русский не рухнул. По нему в течение недели уверенно ездили и политики, и бизнесмены. А ведь от последних успех достигнутых решений зависит едва ли не больше, чем от первых.


"Деловой саммит АТЭС", или более привычный английскому уху "CEO Summit", был организован в рамках большого форума как раз для бизнеса с весьма конкретными целями - развивать сотрудничество с партнерами по региону. Это традиционный съезд, в нынешнем году собравший более 750 представителей деловых кругов из стран АТР. Председательствовал на "Деловом саммите-2012" глава ВТБ Андрей Костин. Еще до саммита банк совместно с другими российскими компаниями основал некоммерческое партнерство "Национальный деловой центр АТЭС" (НДЦ), вместе с которым разрабатывал программу мероприятия, определял круг его участников и активно участвовал в процессе приглашения делегатов и спикеров.

Форум прошел, а вопросы, поставленные на саммите, остались...


Уравновесить Запад

Главный вопрос заключается в том, сможет ли Россия исправить перекос в своей внешней торговле - чрезмерную экономическую зависимость от Европы? Может ли "западное" направление наших внешнеэкономических связей быть уравновешено развитием "восточного" направления?

Президент РФ Владимир Путин, выступая на саммите, сделал прогноз, что, возможно, в ближайшие годы объем торговли РФ со странами АТР превзойдет объем торговых связей с Европой. В свою очередь Андрей Костин, открывая "Деловой саммит АТЭС", отметил, что мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена, а значит, требуется искать нестандартные подходы к преодолению кризиса, и одним из них могла бы стать экономическая интеграция стран АТР.

Потенциал экономического сотрудничества со странами тихоокеанской акватории действительно огромен. Андрей Костин уверен, что, невзирая на кризис в Европе, в этом году в глобальной экономике будет наблюдаться "приличный экономический рост" за счет экономик стран АТР.

Вроде бы все перспективно, но развития торговли нет. В чем причина?

Компания PwC проводила опрос руководителей коммерческих структур из стран - участниц организации АТЭС. Как сообщил "Ко" управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй, среди факторов, которые в ближайшие три-пять лет будут способствовать высокому уровню экономической интеграции в АТЭС, российские респонденты отмечают двусторонние и региональные торговые соглашения, синхронизацию нормативно-правовой среды, более активное вовлечение малого и среднего бизнеса, а также защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, по их мнению, процесс интеграции может быть ускорен, если снизятся тарифы на товары и услуги и решатся вопросы сокращения издержек в рамках торговых сделок. А вот главным фактором, сдерживающим развитие нашей "азиатской" торговли, многие назвали плохую инфраструктуру, в том числе, транспортную.


Неторные пути

Транспорт и логистика стали одними из главных тем, обсуждавшихся на саммите АТЭС. Россия по своему географическому положению способна играть роль транспортного коридора между Европой и Азией. Не хватает "мелочи" - миллиардных инвестиций в инфраструктуру. "Нужны крупные деньги, чтобы строить современные железные дороги, которые должны работать четко, доставлять груз вовремя, нужны хорошие процедуры таможенные и все другие, чтобы снять административные препятствия для движения грузов, - перечисляет Андрей Костин. - Нужна четкая диспетчерская система, чтобы эти грузы нигде не могли задержаться. А это все требует и денег, и организационной работы".

По данным исследования PwC, инвестиции в транспортную инфраструктуру нашей страны в объеме $20-30 млрд дадут к 2020 г. экономический эффект для экономик стран АТР в размере $600 млрд. Маршруты через Россию обладают серьезными потенциальными преимуществами: время транспортировки по железным дорогам РФ в два раза короче (будет в три раза в 2015 г.), чем по существующему морскому пути через Суэцкий канал. Путь из Азии в Европу через Северный морской путь на одну треть короче, чем через Суэц, к тому же на нем отсутствует риск пиратства.

"Совершенствование таможенных процедур и портовой инфраструктуры России позволит сократить затраты и время на доставку товаров, а также рабочий капитал для контейнерооборота между РФ и странами АТР, - уверен старший менеджер группы управления цепочками поставок PwC в России Вардан Гаспарян. - Например, мы подсчитали, что просто сокращение сроков прохождения таможни в российских портах уже приведет к увеличению торговли на 30%, чего можно добиться в краткосрочной перспективе и без значительных инвестиций. А полномасштабное осуществление инфраструктурных инициатив по расширению пропускной способности сухопутных и морских маршрутов через территорию России позволит увеличить объем перевозимых грузов по территории страны в пять раз к 2020 г.".


Дальневосточный вопрос

Еще одно обязательное условие интеграции России в экономику АТР - развитие промышленности на Дальнем Востоке. "Нужно строить предприятия по обработке того сырья, которое может быть сюда транспортировано, в том числе, по нефтепроводу, или газового сырья, которое здесь будет добываться", - уверен Андрей Костин.

Аналогичного мнения придерживается совладелец группы компаний "Ронова" Маргарита Авдеева, которая считает, что, "учитывая потребность региона в производственных мощностях, мы обязаны строить предприятия по переработке сырья - сжижать газ, поставлять не нефть, а бензин и производные нефтепродукты".

Руководитель аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов полагает, что если сформировать новые "точки роста", обеспечить подготовку кадров по этим направлениям, то можно не только сдержать отток людей из региона, но и увеличить население.

Резюмируя мнения экспертного сообщества, Андрей Костин отмечает: "Нужно строить промышленность на базе сырья, надо поднимать энергетику и делать действительно очень мощную логистическую инфраструктуру, которая позволила бы обслуживать не только этот регион, но те товарные потоки, которые бы проходили транзитом через порты не одного Владивостока, но и всего нашего тихоокеанского побережья".

Теперь важно, чтобы инициативы по развитию Дальнего Востока и интенсификации экономических связей с АТР остались не только на бумаге.