Отрицательная уверенность
По расчетам статистического ведомства РФ, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2011 г. по сравнению с I кварталом 2011-го поднялся на 4 процентных пункта и составил -9% против -13%. Повышение уровня индекса потребительской уверенности сопровождалось положительными изменениями по всем его компонентам.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил -0,2% и увеличился по сравнению с I кварталом 2011 г. (-5%) на 4,8 процентных пункта.
Доля респондентов, отрицательно оценивающих ожидаемые изменения в экономической ситуации, составила 20% против 25% в I квартале 2011 г. Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 22% опрошенных против 21% в I квартале. Индекс изменений, произошедших в экономике России, повысился до -7% против -12% в I квартале. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 30% (в I квартале 2011 г. - 37%), доля положительных оценок увеличилась с 20 до 21%. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил -3%, что на 5 процентных пунктов выше уровня I квартала.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, осталась на прежнем уровне в 13%. Ухудшение своего материального положения прогнозируют 16% респондентов против 23% в I квартале 2011 г. Считают, что их материальное положение за год не изменится, 58% опрошенных.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении увеличился на 4 процентных пункта, до -10% против -14% кварталом ранее. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, составила 13%. Около 30% опрошенных полагают, что их материальное положение ухудшилось (в I квартале 2011 г. - 35%).
Индекс благоприятности условий для крупных покупок равняется -23%, что выше уровня I квартала 2011 г. на 5 процентных пунктов. Индекс благоприятности условий для сбережений повысился до -39%, на 4 процентных пункта. Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом 2011 г. наблюдалось во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет - на 7 процентных пунктов, у россиян 30-49 лет - на 5 процентных пунктов, у возрастной группы от 50 лет и старше - на 3 процентных пункта. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по сравнению с предыдущим кварталом вырос у молодежи - с +1 до +7%, у среднего возраста - с -7 до -0,5%, в старшей возрастной группе - с -6 до -5%.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС* |
||
|
Февраль 2011 г. |
Май 2011 г. |
Россия |
-13 |
-9 |
Австрия |
9,8 |
6,3 |
Бельгия |
0,6 |
1,5 |
Болгария |
-36,3 |
-39,7 |
Великобритания |
-24,1 |
-14,7 |
Венгрия |
-28,5 |
-36,6 |
Германия |
8,7 |
9 |
Греция |
-67,3 |
-68,5 |
Дания |
9 |
11,5 |
Испания |
-15,2 |
-15,5 |
Италия |
-23,9 |
-24,1 |
Кипр |
-34,2 |
-31,1 |
Латвия |
-24,4 |
-26,2 |
Литва |
-22,7 |
-15,6 |
Люксембург |
2,4 |
10,3 |
Нидерланды |
10,2 |
2,6 |
Польша |
-18,9 |
-22 |
Португалия |
-45,1 |
-49,2 |
Румыния |
-46,3 |
-42,6 |
Словакия |
-23,5 |
-23,1 |
Словения |
-26,3 |
-25,1 |
Финляндия |
21 |
16,8 |
Франция |
-19,5 |
-17,2 |
Чехия |
-13,3 |
-20,1 |
Швеция |
24,4 |
20,8 |
Эстония |
-0,7 |
-2,5 |
* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата. Источник: Росстат |