Оцифрованная «птичка»

12.02.200100:00

На рынке фототехники в России преобладают аналоговые камеры.

Цифровые технологии пытаются «похоронить» пленку, но едва ли они смогут сделать это в ближайшие годы. Пока что «цифра» лишь внесла сумятицу в позицию крупнейших игроков. До последнего времени российский рынок был поделен между несколькими японскими компаниями. Теперь к традиционным производителям фотоаппаратов пытаются присоединиться «компьютерные варяги».

 

Ящик с дыркой

Именно это нехитрое устройство было прообразом всех предлагаемых ныне на рынке фотографических аппаратов, будь то сверхдоступная «мыльница» или же навороченная цифровая «зеркалка» с астрономическими нулями на ценнике.

В аналоговой технике начальная ступень представлена в основном дешевыми P&S (Point & Shoot) камерами с пластмассовыми линзами («мыльницами») по цене не выше $60. Покупатели этой техники – неискушенные новички и «случайные» любители с низкими доходами.

Вторая ступень – это качественные P&S камеры за $60 – $350. Оптика у них серьезная, механика надежная, набор сервисной электроники расширен. Это уже не «мыло», а удобная машина для ровной, стабильной по качеству любительской съемки. Реальная конкуренция между мировыми производителями начинается именно с этого сегмента. Потребители этого товара различны, но в основном представлены любителями.

Средний класс – это передовая линейка P&S и зеркальные камеры SLR для продвинутых любителей. Эти потребители уже переросли вторую ступень по «художественным» и техническим соображениям либо по соображениям престижа. Цена за такую технику может колебаться в пределах от $250 до $600 и более.

На верхушке пирамиды – техника, переходящая из разряда потребительских товаров в разряд «производственного оборудования». Цена на товар здесь несравнимо выше, а технические характеристики рассчитаны на профи. Камеры подобного класса с объективом стоят от $1000. High end профессиональной техники – это топ-камеры, один корпус которых без оптики может стоить более $1500, а цена комплектующей оптики варьируется от $600 до нескольких тысяч долларов.

Особняком стоит относительно новый формат – APS (Advanced photo system). Пленка APS находится в специальной кассете. Это позволяет существенно упростить процесс зарядки камеры и заметно уменьшает ее размер. Однако камеры формата APS в России продаются плохо из-за очень низкого спроса на них, что объясняется отсутствием развитой сети мини-лабораторий по проявке пленок APS. По этой причине ни один из производителей мировых брэндов не проявляет к этому сегменту российского рынка серьезного интереса

Эта классификация сложилась на рынке аналоговой техники. Но и рыхлый еще недавно рынок цифровых камер, «мужая», быстро структурируется, повторяя контуры рынка аналоговой техники. Здесь есть несколько малосвязанных сегментов, разница между которыми условно определяется цифровым разрешением получаемых изображений. Это камеры с разрешением меньше 2 млн пикселей (цена – от $150 до $700); с разрешением от 2 млн до 4 млн пикселей ($600 – $1600) и, наконец, полупрофессиональные и профессиональные камеры (в том числе зеркальные) с разрешением более 3 млн пикселей (от $1600 до $20 000). Последние, как правило, отличаются изысканной механикой, более высоким качеством изображения и широким спектром оптики и аксессуаров. Цена же самых дорогих средне- и крупноформатных Top-DC (от 40 млн до 130 млн пикселей) может доходить до $50 000.

 

Горячие японские парни

Основные мировые производители фототехники – Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax конкурируют по-японски сдержанно. Российский рынок между ними поделен мирно, но не без восточной «хитринки». Первый среди равных в России (впрочем, как и в Европе) – Canon. По данным дилеров Canon, почти 45% всех фотолюбителей в мире в пленочном сегменте пользуются фототехникой Canon. Canon удерживает лидерство уже давно, хотя в последние два года удельная доля компании «корректируется» напором конкурентов, усиливших внимание к российскому рынку.

Наиболее уверенно Canon лидирует в секторе профессиональных аналоговых камер и зеркальных SLR. Такая ситуация сложилась еще в конце 80-х, и сейчас на долю Canon приходится около 40% мировой продажи «зеркалок». В России при формировании нынешнего рынка доля Canon была еще больше. Объясняется все тем, что именно инженеры Canon во многом сформировали техническую концепцию современной зеркальной камеры.

По словам менеджера московского представительства Canon North-East Oy Олега Шишкова, модели профессиональных SLR-фотокамер Canon с предлагаемой к ним линейкой из более чем 50 объективов покрывают более 50% российского рынка в сегменте профессиональной техники для 35-миллиметровой пленки. Компания считает себя лидером и по продажам одной из наиболее быстро развивающихся групп фотокамер – любительских зеркальных SLR.

В группе P&S камер Canon незначительно уступает компаниям Pentax и Olympus. В этом сегменте Canon представлена линейкой моделей Canon Prima, нижний уровень которой включает в себя экземпляры, приближающиеся по цене к «мыльницам», но все-таки со стеклом, а не c пластмассой в оптике.

«Японец № 1» наращивает свое присутствие и в группе цифровых камер. Расширяя модельный ряд, компания Canon выдвинула в каждом классе цифрового рынка такие «хиты», как Digital IXUS, Power Shot G1 и EOS D30.

Единственный сегмент, в котором Canon фактически не представлена, – это дальномерные камеры, принципиально компанией не производимые. Впрочем, этот «ренессансный» эксклюзив с корпусом как минимум от $1000 имеет по определению ограниченный рынок, в основном покрываемый брэндами Contax (принадлежит японской Kyocera) и Leica.

Nikon – второй наиболее известный в России брэнд. И дело не только в не забытой еще традиции советских времен, когда профессиональная фотожурналистика – ТАСС, АПН, редакции центральных газет – была укомплектована в основном продукцией Nikon. Дело еще и в эффективном маркетинге: вся линейка зеркальной техники этой компании и сегодня четко скорректирована и сбалансирована с учетом спроса. «Наш единственный серьезный конкурент в группе аналоговых зеркальных любительских камер – это Canon. Затем идут Minolta и Pentax, – считает глава представительства Nikon-Svenska в России Василий Бурмистров. – Однако с появлением Nikon F-65 и F-80 наши позиции значительно укрепились». В сегменте же профессиональных аналоговых моделей (таких, как Nikon F-5, F-100, F-90X), по утверждению Бурмистрова, Nikon и Canon делят рынок приблизительно поровну.

В области цифровых технологий представителям Nikon ситуация видится несколько иначе. «Основным нашим конкурентом на российском рынке любительских компактных цифровых камер (как и компактных аналоговых) является Olympus. У Olympus, несомненно, большая доля рынка благодаря значительным вложениям в брэнд и широкой линейке продукции, – утверждает Василий Бурмистров. – Canon в этом сегменте пока отстает, хотя и старается выйти в лидеры. В какой-то степени в цифровом сегменте мы соперничаем и с Casio, но только в секторе относительно дешевых камер. На рынке цифровых «зеркалок» среди наших главных соперников – Canon, а уже затем Olympus. При этом наша модель D1 не имеет конкурентов в этой нише». Эти заявления отчасти подтверждаются и независимыми источниками. Так, цифровую камеру Nikon Coolpix 990 в верхней части ценового сегмента $800 – $1000 Technical Image Press Association признала лучшей камерой 2000 года. А камера D1 признана ассоциациями EISA (European Imaging and Sound Association) и той же TIPA лучшей зеркальной «цифрой» 2000-го.

У Nikon тоже есть своя «ахиллесова пята» – сегмент P&S камер. Nicon учитывает стабильно высокий спрос на компакт-камеры, но занимает в этом секторе рынка скромное место, поскольку не предлагает достаточно широкого и сбалансированного ассортимента, «выезжая» на своем повсеместно почитаемом брэнде.

И напротив – Pentax, Olympus и Minolta увереннее всего чувствуют себя именно в сегменте техники для продвинутого любителя. Здесь безусловными лидерами являются Olympus и Pentax. Minolta же особенно блистает в разделе любительских зеркальных камер. Nikon держится на почетном пятом месте.

 

Разбор полетов

Участники рынка по-разному оценивают ситуацию, сложившуюся на российском рынке. В московском представительстве Canon полагают, что общая картина «замутнена» множеством компакт-камер сомнительных «брэндов», не продаваемых в Европе. Тем не менее в офисе Canon считают, что лидерство Canon по объемам продаж неоспоримо. Вторыми по этому параметру они признают Olympus. В 2000 году, полагают в Canon, рынок рос быстрыми темпами. «Особенная динамика наблюдалась в секторе цифровых камер: и в смысле развития технологий, обновления модельного ряда, и в смысле роста продаж», – отмечает Олег Шишков.

В представительстве Nikon этого утверждения не опровергают – при том, что аналоговая техника остается здесь в числе приоритетных. По данным Василия Бурмистрова,, примерная доля Nikon на российском рынке в «поштучном» выражении такова: по цифровым и зеркальным камерам 10 – 15% (при этом по «цифре» в деньгах 20 – 25%). Эти две группы продуктов Nikon считает стратегически важными.

У рынка фототехники есть несколько специфических особенностей. Здесь нет достаточно четкой товарной классификации, но встречается большое количество близких решений у разных производителей за одни и те же деньги. Рынок между производителями поделен давно, и раздел этот очень устойчив. По словам независимого эксперта Дениса Зуева, «исключением является «цифра»: ее рынок фактически только формируется и потому весьма динамичен. Стандарты на «цифровом» рынке еще не устоялись, здесь много новых игроков, которые «вкачивают» в этот сектор огромные деньги».

Интересен рейтинг производителей с точки зрения операторов рынка. Российские продавцы подтверждает незыблемое лидерство японской «горячей пятерки» и отмечают продукцию японской же Kyocera (брэнды Contax и Yashica). «В количественном отношении доминируют Canon и Pentax, – утверждает специалист по продажам торгового центра «Новый Колизей» Олег Белкин. – Первый – за счет сильно раскрученного имиджа (у Canon были серьезные финансовые вложения в рекламу в России) и очень технологически насыщенных младших моделей, а второй – за счет удобных аппаратов». Отставание Pentax, пока еще медленно увеличивающей свою долю на российском рынке, специалисты склонны объяснять слишком поздним приходом этого брэнда в Россию.

По мнению Олега Белкина, при всей внешней чинности конкуренция указанных выше производителей с приходом «цифры» стала жестче. В России это нередко приводит к снижению цен, так как по-настоящему цивилизованно торговать многие еще не научились. «В итоге порой складывается парадоксальная ситуация: на фоне возрастающего спроса оборот растет, а прибыль торговцев падает», – заключает Олег Белкин.

 

Направление главного удара

Основная интрига последних двух лет – цифровые технологии. Акцент большинства фирм-производителей смещается сегодня именно в эту сторону. Уже сейчас в «цифре» можно получить сравнимые с пленкой результаты. Весь вопрос в цене. Серьезная «цифра» – это серьезные деньги. Но любая новая и поначалу дорогая технология рано или поздно начинает дешеветь. Цифровая зеркальная камера, стоившая два года назад от $10 000, теперь продается по цене от $3000. Рынку традиционных камер «цифровой» бум не сулит ничего хорошего. Однако, по мнению специалистов, «цифра» вряд ли полностью вытеснит пленку в ближайшее время. «Повторяется история с черно-белой фотографией, – поясняет Денис Зуев. – Бурное развитие цветной фотографии вкупе с распространением компакт-камер и сети мини-лабораторий не вытеснило черно-белую фотографию, а превратило ее в изысканный эксклюзив. Так же и с рынком аналоговой фототехники: при неизбежной сдаче позиций скорого вымирания пленки тем не менее не произойдет».

На рынок цифровых камер рвутся сейчас многие, но длительные перспективы смогут обеспечить себе прежде всего большие компании с соответствующим производственным и исследовательским потенциалом. Среди них, по мнению Олега Шишкова, наряду с представляемой им Canon окажутся также Olympus, Nikon, Fuji, Kodak. Присоединиться к этим фотобрэндам спешат крупные фигуры, пришедшие с компьютерного рынка, – Epson, HP и Samsung (уже не первый год выпускающая камеры и ведущая достаточно агрессивную рекламу). Производители, таким образом, тоже делятся на два лагеря – «традиционалистов» и «варягов». И это уже «интрига в интриге».

Динамика продаж цифровой техники впечатляет. У Nikon, к примеру, в 2000 году на долю цифровых камер пришлось более 43% от всех продаж в России – по сравнению с 1999 годом их продажи в денежном выражении выросли в 8 раз. Но, по мнению Василия Бурмистрова, «цифра» аналоговую зеркальную технику не вытесняет: во-первых, из-за дороговизны цифровых камер, а во-вторых, из-за чрезвычайно высокой цены качественной печати. К тому же сеть соответствующих лабораторий не развита. Вернее, сеть этих лабораторий растет, но качество услуг и их доступность пока еще оставляют желать лучшего. Тем не менее Nikon планирует в 2001 году в два раза увеличить объемы продаж цифровых камер в России.

В перспективе ставку на цифровые камерысобирается сделать Canon.

Судя по сделанному в январе, заявлению президента компании Canon North East Oy Ханса Викстрема, что в не столь далеком будущем компания переориентируется на выпуск цифровой аппаратуры.

 

Виды на урожай

Операторы рынка ожидают, что в 2001 году рынок вырастет на 5 – 10%, в том числе будет неуклонно увеличиваться и процент продаж цифровых камер. Вообще рынок этот до недавних пор (пока не появилась «цифра») не был склонен к взлетам и падениям, чем и был хорош. Теперь же в «Новом Колизее», например, хоть и не склонны переоценивать возможности «цифры», но готовы увеличить продажи цифровых камер в три раза в течение одного месяца, чего с обычными камерами, по признанию Олега Белкина, сделать уже невозможно.Не ожидают серьезных изменений на рынке зеркальных камер и в Canon. Здесь считают, что «пятерка» лидеров в целом сохранит свои позиции, а средняя цена зеркальных камер будет постепенно повышаться.

Мнение Nikon во многом совпадает с подобной оценкой. В Nikon также рассчитывают на рост рынка компактных фотокамер, и особенно рынка цифровой техники. Но в отличие от Canon здесь пока еще не склонны выносить столь решительных вердиктов в отношении аналоговой техники и производство зеркальных и компактных пленочных фотокамер признают перспективным, поскольку спрос на данную продукцию будет существовать еще очень долго.