Отступление в Сибирь: S7 сокращает присутствие в столице
Авиаотрасль — одна из самых пострадавших от западных санкций. Так, компания S7 Airlines сообщила, что сократит часть сотрудников в Москве и сконцентрируется на развитии своих хабов в Сибири. Не говорит ли это об «окукливании» рынка и конце эры частных авиаперевозчиков — разбиралась «Компания».
Авиакомпания S7 решила частично сократить численность сотрудников в Москве и перераспределить летные экипажи. Перевозчик объяснил это изменением маршрутной сети и уменьшением полетов из столицы по ряду направлений, сообщает РИА «Новости».
«Весь процесс оптимизации проходит в полном соответствии с действующим законодательством», — подчеркнули в S7 Airlines.
В то же время авиакомпания предлагает части уволенных сотрудников продолжить работу в филиалах в Новосибирске или в Иркутске, где S7 планирует усилить свое присутствие. Пилоты могут пройти переобучение на другой тип воздушных судов и продолжить работу в компании. Речь, в частности, идет о бразильских самолетах Embraer 170, которые используются на региональных направлениях, их в парке авиакомпании 17 штук.
Кроме того, часть пилотов и бортпроводников по рекомендациям S7 переходят на работу в другие российские и зарубежные авиакомпании, сообщил перевозчик. В частности, о готовности принять попавших под сокращение сотрудников конкурента ранее заявил «Аэрофлот».
Несмотря на это, вопросом сокращения штата заинтересовались правоохранительные органы. Западно-Сибирская транспортная прокуратура организовала надзорные мероприятия на предмет соблюдения S7 трудового законодательства и предоставления работникам гарантий.
Санкции дают о себе знать
Первым о сокращениях в S7 сообщил «Коммерсант» со ссылкой на источники. По их словам, компания намерена уволить до 15% сотрудников, сокращение затронет коммерческий, финансовый и экономический департаменты, а также отдел продаж.
Собеседники издания связали увольнения со снижением числа рейсов из Москвы из-за простоя части лайнеров иностранного производства на фоне проблем с двигателями. Обслужить и отремонтировать их из-за санкций невозможно ни в РФ, ни за рубежом — даже в дружественных странах. Именно из-за проблем с двигателями Airbus в октябре 2023 года S7 сократила зимнее расписание на 10–15%. На тот момент не летало 21 принадлежащее компании судно производства Airbus.
Однако проблемы S7 и других российских авиакомпаний лишь отчасти напрямую связаны с санкциями, считают опрошенные «Компанией» эксперты. На фоне западных ограничений в РФ изменилась структура авиаперевозок, объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Если до 2019 года около 40–45% рейсов приходилось на международные направления, которые в основном выполнялись из Москвы, то сейчас ситуация изменилась. Сначала сказались пандемия и закрытие границ, а затем и закрытие неба со стороны Запада.
«На сегодняшний день в структуре пассажиропотока только около 13–15% приходится на международные рейсы. Все остальное — это внутренние перелеты. Более того, даже оставшиеся международные рейсы смещаются в сторону Азии», — отмечает Гусаров.
Об этом же говорит и Олег Пантелеев, глава аналитической службы «АвиаПорт». Уже после 2019 года центр тяжести в перевозках стал смещаться из столицы на Восток, и Новосибирск оказался гораздо более приспособлен для работы в условиях пандемии из-за меньшего количества ограничений. А после февраля 2022 года, когда воздушное сообщение с Европой закрылось, полеты через Москву стали еще менее востребованы.
«На этом фоне растет востребованность других стыковочных узлов, в частности тех же Новосибирска и Иркутска. Поэтому S7 сокращает свое присутствие на теряющем перспективность московском рынке и отчаянно ищет сотрудников в других регионах», — добавляет собеседник.
Тенденция к уходу из столицы и развитию других хабов наблюдается не только у S7. Например, «Аэрофлот» сейчас развивает транзитный узел в Красноярске, напоминает Гусаров.
Что будет с авиацией?
С января по ноябрь 2023 года пассажиропоток отечественных авиакомпаний вырос на 12% — до 97,7 млн человек. По оценке Росавиации, по итогам прошлого года он составит 103 млн пассажиров, что на 8% больше показателя за 2022-й.
По словам экспертов, увеличение пассажиропотока говорит о потребности в больших объемах перевозок, несмотря на санкции и прочие проблемы. Хотя прирост в основном обеспечен внутрироссийскими маршрутами, количество полетов на международных направлениях тоже растет.
«Интересный момент: российские перевозчики сразу сказали о готовности принять уволенных сотрудников S7. Мол, нам нужны такие специалисты, подготовленные, обученные. Это говорит о том, что авиакомпании не ориентированы на сокращение объемов перевозок. Они, напротив, видят потенциал роста», — считает Гусаров.
В настоящее время российские авиакомпании, в том числе частные, демонстрируют вполне себе эффективную работу, добавляет Пантелеев. Об этом можно судить как с точки зрения динамики объемных показателей, так и со стороны финансовых результатов. «Поэтому слухи о гибели частной гражданской авиации в России выглядят весьма преждевременными», — подчеркивает собеседник.
Наличие некоторых проблем в отдельно взятой компании не говорит о серьезных трудностях в индустрии, соглашается Гусаров. В РФ работают более 30 крупных авиакомпаний, на которых приходится основная доля перевозок, и у всех у них есть планы только на рост.
«Более того, и S7 практически решила все вопросы. По большинству своих самолетов они уже договорились с лизингодателями. Это значит, что самолеты из иностранного владения выкуплены и переведены в российскую юрисдикцию», — отметил собеседник.
В конце прошлого года сообщалось, что российские авиаперевозчики смогли достичь договоренностей с лизингодателями. 19 лайнеров получилось выкупить «Уральским авиалиниям», еще 28 самолетов приобрел «Аэрофлот», а S7 стала владельцем 45 среднемагистральных Airbus и Boeing.
Это позитивная новость для рынка, ведь перевозчики смогут увеличить количество международных рейсов. Однако есть и плохие новости: в ФНБ почти закончились деньги на выкуп иностранных лайнеров. В бюджете фонда осталось лишь 3,5 из 300 миллиардов рублей, выделенных на эти цели. И, как показывает пример S7, выкуп самолетов не решает проблем с их техническим обслуживанием и ремонтом.