Отвечать за базар
В столице появился новый формат торговли — продуктовый рынок под крышей, гордо именуемый фермерским «Экобазаром», рынком нового поколения. Проект входит в состав корпорации «Ростик групп», широко известной ресторанными проектами «Il Патио», T.G.I. Fridays, «Планета Суши» и Costa Coffee. Непрофильный проект активно развивается. Группа уже открыла два торговых объекта в Подмосковье, в планах — довести число «Экобазаров» до десятка в ближайшие пять лет.
Дело случая
Первый рынок фермерских продуктов от «Ростик групп» появился случайно. Незадолго до кризиса 2008 г. «Корпэстейт» приобрела в Мытищах участок под строительство торгового центра. В изменившихся обстоятельствах вместо модных бутиков ставку сделали на продуктовый рынок. Тем более что на месте «Экобазара» до этого и так функционировали торговые ряды под открытым небом. На реализацию проекта потребовалось почти три года, первый рынок торговой сети «Экобазар» в Мытищах заработал в конце 2011 г. «Рынок как форма торговли наиболее устойчив к любым конъюнктурным изменениям в экономике, — объясняет поворот в бизнесе руководитель проекта Ольга Пигач. — Во все времена рынок жил, жив и будет жить. Мы решили для себя, что не будем заниматься торговыми центрами, этот сегмент уже насыщен».
К первому «Экобазару» в «Ростик групп» пробовали применить испанский опыт управления рынками. К этой стране у основателя группы Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко особое отношение: по матери он испанец. Именно испанским был первый ресторан холдинга El Rincon Espanol, открывшийся в 1990 г. в гостинице «Москва».
Особенно пристально изучался опыт организации рыночного дела Барселоны, в частности, принцип финансирования строительства рыночного здания непосредственно фермерскими ассоциациями (фактически речь идет об аналоге долевого строительства жилья). Но от идеи в итоге пришлось отказаться, и торговые площади по старинке сдаются в аренду. «Наши фермеры не способны самоорганизоваться, скинуться и построить собственный рынок», — резюмирует Ольга Пигач.
Изначально группа делала ставку на развитие в крупных подмосковных городах — сателлитах столицы с населением не менее 100 000 человек и активным жилищным строительством. Последнее должно было служить гарантией платежеспособного спроса: в Мытищах «Экобазар» расположился в непосредственной близости от возводящегося жилого комплекса «Ярославский» группы компаний «ПИК».
В планах и сейчас значится открытие «Экобазаров» в Красногорске, Балашихе, Подольске и Реутове. Однако более перспективной оказалась в итоге соседняя Калужская область: второй «Экобазар» открылся в сентябре 2014 г. в Обнинске.
С Калужской областью у владельцев сети фермерских рынков давние связи: совместно с бельгийской Immo Industry Group компания собиралась строить здесь промышленные склады, но иностранный партнер в 2008 г. обанкротился. Проект фермерских рынков активно поддерживают местные власти. В Калуге же «Ростик групп» планирует открыть через два года и свой третий фермерский рынок.
«Такого рода рынки будет приветствовать любая администрация, — рассуждает директор по развитию департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский. — С одной стороны, у местных администраций есть сложные активы в виде рынков, которые с 1 января 2015 г. надо будет закрывать по федеральному закону. С другой стороны, есть компания, которая сама готова это делать, и делать хорошо, притом что мало девелоперов готово к таким вещам».
Модная ниша
«Экобазары» от «Ростик групп» пришлись как нельзя более кстати: увлечение здоровым питанием и экопродукцией очень популярно. «Проект «Экобазар» находится в общем тренде. Сегодня рынки, базары — очень модная история, — говорит партнер Reail Training Group Елена Комкова. — Это не новая история, к рынкам люди всегда тяготели, и хотя рынков осталось немного, в подсознании у нашего потребителя они сидят. Для покупателей это вполне понятное предложение». «Почему обратились к фермерской истории, совершенно понятно, есть мода на экопродукцию, — добавляет управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко. — Правда, еще никому не удалось доказать, что фермеры выращивают товар не с теми же гербицидами, что и промышленные предприятия». Впрочем, как раз исключительного упора на экологичность продукции в «Экобазаре» не делают.
Фермерский проект «Ростик групп» на российском рынке не первый. Похожую идею под брендом «Фрешмаркет» пробовала реализовать группа компаний «Ташир» Самвела Карапетяна: рынок с фермерской продукцией открылся в 2009 г. в ТРЦ «Рио» на Ленинградском шоссе. Сегодня он выглядит не самым оптимистичным образом: на первом этаже торгового центра функционирует несколько витрин с минимальным набором продуктов по внушительным ценам без каких-либо признаков покупательской активности.
В 2011 г. свой «Фермер базар» запустила в Москве ресторанная группа Ginza Projeсt — рынок премиум-класса открылся на 5-м этаже ТЦ «»Цветной«» (в прошлом году проект переименовали в «Цветной Bazaar»). Здешний базар больше напоминает элитный супермаркет, только расположенный в open-space пространстве. Это касается в том числе и ценников: на «Экобазарах» они, безусловно, более щадящие, в том числе и из-за нестоличной арендной ставки. К примеру, вполне приличные помидоры на экорынке в Мытищах обойдутся в пределах 100 руб. за кг, в «Цветном» же, как и в «Рио», за них придется выложить примерно 200 руб.
На свой кусок пирога претендует стартовавший как интернет-проект, а сейчас доросший до собственных магазинов и ресторана проект LavkaLavka, не говоря уже о десятках онлайн-магазинов, предлагающих фермерскую продукцию на любой вкус.
Убрать перекупщика
«Экобазар» — это обычный торговый центр, ничего там сверхъестественного нет. Для нас это вторая «Плаза» («Триумф Плаза» — крупный торговый центр с 3D-кинотеатром, сетевыми магазинами одежды, обуви, галантереи, электроники, многочисленными заведениями быстрого питания и продуктовым магазином «Наш гипермаркет». — Прим. «Ко»), много-много бутиков», — подчеркивает главный редактор газеты «Вы и мы» Антон Суханов. Сам он живет и работает в Обнинске. «Продукции местной, калужской на «Экобазаре» минимум, в основном все привозное. На первом этаже кальянный магазин. Это что, фермерское хозяйство?» — говорит Антон Суханов. В «Ростик групп» утверждают, что 80% арендаторов, торгующих основными продуктами (мясо, молоко, птица), это именно сельхозпроизводители и их представители. Половина из них — местные, калужские, остальные представлены хозяйствами из других областей. В оставшиеся 20% укладывается так называемая промка. Сюда относится, к примеру, продукция конфетных фабрик или мясокомбинатов. На мытищинском «Экобазаре» при этом доля сельхозпроизводителей несколько ниже: около 70%.
Рынки нового типа
«Экобазары» были изначально ориентированы на взаимодействие с местными фермерскими хозяйствами. Именно мелкие производители должны были стать ключевыми арендаторами торговых площадей. «У нас сложная система отбора арендаторов, предпочтение отдается отечественному сельхозпроизводителю. Огромную помощь в поиске фермеров оказывают региональные минсельхозы, предоставляют контакты лучших производителей, а мы, в свою очередь, адресно к ним обращаемся с предложением представить продукцию на «Экобазаре», — поясняет Ольга Пигач.
Разнообразие арендаторов решает и такую проблему рынка, как риски от товарных потерь. Ведь рыночный товар — это прежде всего свежий товар. В том же «Цветном» все риски несла компания, управлявшая рынком, что в итоге соответствующим образом отражалось на ценниках. «Они сами закупали товар, сами продавали, сами утилизировали, что не продано. Большое количество продукции приходилось утилизировать, и эти риски были на одной компании, которая рынком управляла, — отмечает Александр Обуховский. — Когда это лежит на арендаторах, риск перекладывается на тех, кто товар продает. Те, кто лучше умеет продавать, в большей степени успешны».
Идея выглядела более чем привлекательно: как ни крути, именно рынок остается основным каналом сбыта для фермеров. В крупные сети путь им в большинстве случаев закрыт, хотя бы потому, что там предпочитают работать с крупными поставщиками. Представленная в «Азбуке вкуса» молочная продукция калужского фермера Александра Саяпина — скорее, исключение, чем правило.
Правда, далеко не все фермеры оказались готовы отвечать в дополнение к собственному производству еще и за организацию торговли. Так, с «Экобазаром» попробовала работать фирма «Зеленые линии — Калуга», на обнинский рынок она поставляла яблоки. «Условия нам понравились, — рассказал генеральный директор «Зеленые линии — Калуга» Олег Реминный. — Там хороший ассортимент, хорошие возможности и для продавцов, и для покупателей». Однако сейчас яблоки на «Экобазар» компания временно не поставляет: высокими оказались накладные логистические расходы (яблоки приходилось везти за 170 км) и затраты на оплату труда продавцов. Торговать пока выгоднее на продуктовых рынках, расположенных ближе к месту производства. «Мы хотели показать, что есть наши, отечественные яблоки, что не наступил конец света с санкциями, — поясняет Олег Реминный. — Возможно, когда соберем урожай, будем пробовать возить. Правда, возрастет цена на продукцию».
На сегодняшний день на обнинском «Экобазаре» доля фермеров, самостоятельно представляющих свой товар на рынке, составляет около 30% (и это от числа сельхозпроизводителей). Выправить ситуацию помогают дистрибьюторы или, проще говоря, предприниматели, собирающие товар у фермерских хозяйств и решающие за них транспортно-логистические задачи. В основном дистрибьюторов предлагают сами фермерские хозяйства. «Фермер не будет работать с тем человеком, которого он не знает и которому не доверяет», — подчеркивает директор сети рынков «Экобазар» Сергей Муругов.
Правда, не удалось вовсе уйти от «классических» перекупщиков, в том числе из национальных диаспор. На том же «Экобазаре» в Мытищах в сегменте овощей и фруктов они представлены и сейчас. «С ними сложно конкурировать, особенно в такой категории, как фрукты и овощи. Никуда не денешься», — признают в «Ростик групп». Спорить тут затруднительно. Где еще взять гранаты и инжир? Да и бананы у нас не растут. Впрочем, их доля не слишком значительна в общем числе арендаторов — около 10%.
Баснословная аренда
Не в последнюю очередь многих производителей останавливает стоимость аренды торгового места. «»Арендные ставки на обнинском «Экобазаре«» непомерные, такой аренды никто потянуть не сможет, — сетует Антон Суханов. — В пересчете на квадратные метры это 6000-7000 руб., для Обнинска — нереальная цена«». «Мы находимся в рынке, — отвечает Ольга Пигач. — У нас для фермеров предоставляется абсолютный комфорт. Им не надо тратить ни копейки на организацию сбыта своей продукции на «Экобазаре».
С точки зрения технической оснащенности это действительно так. Торговое место арендаторам предоставляется «»под ключ«», а значит, не надо заботиться о холодильниках, разрубочных колодах и разделочных столах. В цехах предпродажной подготовки есть все необходимое, вплоть до мясорубок. Работает на «Экобазаре» даже ветлаборатория, где продукты проходят государственную проверку и сертификацию. Для арендаторов ее услуги бесплатны. В стоимость аренды торгового места входит все, дополнительных сборов нет.
Вместе с тем, работа собственников с клиентами по принципу «все включено» обходится недешево — в среднем за готовое торговое место в Обнинске придется выложить около 50 000 руб. в месяц, в Мытищах еще больше. Впрочем, конкретное торговое место может стоить и куда дешевле. «Когда «Экобазар» заходил в Обнинск, декларировалось, что в результате уберут уличные рынки, люди уйдут с улиц. Но они как работали, так и работают. Потому что если завтра они уйдут с улиц, послезавтра закроют свой бизнес, — считает Антон Суханов. — Не говоря уже о том, что они обещали предоставить социальные места для торговли пенсионерам, но пока не сделали этого».
«Ростикс групп» строила свои рынки в том числе на заемные средства (проекты финансировал Сбербанк). Инвестиционная стоимость одного объекта торговой сети «Экобазар» составляет около $20 млн. Компания не экономила: проектировало здание «Экобазара» в Обнинске архитектурное бюро Алексея Воронцова, известное по зданиям «Макдоналдса» в Газетном переулке, олимпийского велотрека в Крылатском и торгового центра «Наутилус» на улице Никольская. По совместительству Алексей Воронцов — главный архитектор Московской области. «Это было недешево, но мы понимали, за что мы платим, — говорит Сергей Муругов. — На арендные ставки, во всяком случае, это не повлияло. В итоге окупаемость проекта составляет от 10 до 12 лет.
Сетевикам не конкурент
Крупный сетевой ритейл конкурентом «Экобазар» не считает. Фермерские рынки, скорее, дополняют ассортимент, который предлагают покупателю сетевые продавцы в сегменте фреш. Предложение крупных сетевых магазинов более экономично. «Это разные ниши, они не могут пересекаться, должны быть разные товары, разное позиционирование», — поясняет Дмитрий Потапенко.
«Все, что продается в розницу, в той или иной степени конкурирует между собой, — не соглашается Елена Комкова. — Потребитель же один, он может пойти в сетевой магазин, там свои преимущества: комплексность закупки, привычная выкладка. На рынке у покупателя есть возможность пообщаться с продавцом».
Впрочем, соседство в тех же Мытищах с весьма внушительным количеством сетевых магазинов «Экобазару» не мешает. Ежедневно фермерский рынок в подмосковном городе посещают от 10 000 до 12 000 человек. «Это хорошая статистика, у многих ритейлеров бывает ежедневная посещаемость и по 5000—6000», — отмечают в «Ростик групп».
«Может быть, речь идет о максимальном потоке в выходные дни? На рынки приходит меньше людей, чем в супермаркеты. Для «Экобазара», по моим оценкам, это 3000—5000 посетителей в день. Если цифра в 10 000 действительно реальна, тогда это шикарно, проект успешен», — говорит Александр Обуховский.
Конкурентами «Экобазара» остаются стихийная уличная торговля и открытые рынки. Те же овощи, но дешевле можно купить в непосредственной близости прямо на улице. На уличном рынке в ста метрах от железнодорожной станции Мытищи цены ниже процентов на тридцать. «»Цены нам неподконтрольны, мы не можем их навязывать арендаторам. Но мы проводим мониторинг и, если видим отклонения от среднего по городу уровня, проводим с арендаторами беседу», — отмечает Ольга Пигач.
Эхо санкций
В оценке перспектив развития сети фермерских рынков эксперты расходятся, в том числе и с учетом продуктового эмбарго. «Экобазары» имеют все шансы удачно развиваться в ближайшие годы, считает Александр Обуховский: «Частным предпринимателям гораздо проще перестроиться, чем крупным сетям. Рынок — это большое количество разнообразных поставщиков, эти люди уже задумались о том, где им закупать помидоры вместо Голландии, и я думаю, что на рынке доля «пластиковых» помидоров в действительности меньше. А Азербайджан и Узбекистан под санкции не попали, так что на них они не повлияют». «Было бы помещение, а чем торговать, найдут. Тем более сейчас это пиарится на уровне власти, — добавляет Елена Комкова. — Все хотят показать, что, несмотря на санкции и экономические сложности, у нас все хорошо. Если удобно, если собственника все устраивает, почему нет. Даже если это временная история, она может быть успешной».
Перспектив проекту добавляет и потенциальная возможность создать собственную базу поставщиков продукции для ресторанов, ключевого бизнеса «Ростик групп». «Если есть хорошая товарная база и связи с поставщиками, то те же самые продукты можно покупать для ресторанов, — говорит Елена Комкова. — Смысл мультифункциональных продаж как раз в том, что у тебя одна продуктовая база, и, увеличивая объемы работы с поставщиками, ты расширяешь сферу, где продаешь».
Другого мнения придерживается Дмитрий Потапенко: «Проект могут ожидать серьезные проблемы, такие как рост цен и провалы в продуктовой линейке. В рамках нишевой торговли десять магазинов могут работать, но серьезно к этому проекту как к бизнесу относиться нельзя. В связи с введенным эмбарго, когда у нас 80% категории фреш поставлялось из—за рубежа, когда 90% посевного картофеля голландского, а мы уверяем, что у нас есть своя картошка-синеглазка, когда мы рассказываем, что обеспечиваем себя курицей, а яйцо при этом на 100% летит из Германии, о чем тут говорить».