Top.Mail.Ru
архив

Ожидание системы

В середине января 2016 г. Герман Греф заявил на Гайдаровском форуме, что Сбербанк намерен поменять всю свою IT-платформу.

Объявив предыдущий подход к построению централизованной информационной системы банка неконкурентоспособным, глава «Сбера» описал ситуацию, которая царит сегодня в большинстве крупных российских компаний. С ростом временных и финансовых затрат на внесение изменений в существующие IT-решения компании теряют способность адаптироваться к изменениям рынка, на котором работают.

Если проекты создания новых систем завершаются успешно достаточно часто, то при модернизации уже введенных в эксплуатацию решений время на тестирование и подготовку всех смежных систем к запуску нового функционала нередко превышает время разработки в несколько раз. Это замораживает планы компании, не дает выполнять обязательства перед клиентами и приводит к отставанию от других высокотехнологичных игроков отрасли.

Пользователи банковских услуг хотят быстрого внедрения новых решений, и на рынке финансовых сервисов для населения небольшие компании получают очень серьезное преимущество перед неповоротливыми гигантами банковской сферы.

Желая конкурировать на мировом уровне, Греф ставит перед банком задачу построить новую IT-платформу на базе Agile, метода, предполагающего создание программного обеспечения небольшими группами специалистов. Такие компании, как Google, Amazon и Facebook, уже давно сделали ставку на эту методологию и сокращают время между изменениями своих программных систем с недель и месяцев до нескольких часов.

Например, в проектах Google каждое изменение программного кода (добавление новой функции, улучшение пользовательского интерфейса или исправление ошибки) попадает на серверы компании и может быть доступно пользователям уже через 10 минут после написания программистами. Происходит это благодаря тотальной автоматизации всех процессов сборки и тестирования. Такой подход к разработке позволяет IT-специалистам всегда быть готовыми к поставке новой версии системы своим клиентам.

В России такой подход к разработке успешно применяется в тех интернет-компаниях, которые изначально заложили принцип постоянных изменений в свою техническую стратегию. В качестве примера можно привести «Яндекс», сеть знакомств Badoo и картографическую компанию «2ГИС». Правда, внедрение новой парадигмы в масштабах государственного банка потребует пересмотра большинства процессов, связанных с разработкой и внедрением IT. Это и отказ от традиционных схем контроля изменений, и усиление роли специалистов по тестированию, и более тесное взаимодействие со службами эксплуатации на самых ранних стадиях разработки ПО. Выбор конкретных технологических решений (западных или российских) является вопросом второстепенным.

Доведение IT-платформы Сбербанка до уровня мировых лидеров потребует прежде всего изменений в культуре работы сотрудников и больших вложений в инфраструктуру автоматизированной проверки качества всех IT-систем. Построение текущей системы обошлось банку в 30 млрд руб. И учитывая, что в нынешних условиях кадровый голод в среде IT-разработчиков меньше не стал, а затраты на персонал достигают 70–80% от бюджета на IT, стоимость проекта Сбербанка по созданию гибкой и конкурентоспособной IT-платформы вряд ли будет дешевле 50 млрд руб.

Автор — исполнительный директор компании Digital Society Laboratory

Еще по теме