Top.Mail.Ru
бизнес

Ozon собрался на американскую биржу

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Российский онлайн-ретейлер Ozon объявил о планах выйти на американскую биржу Nasdaq. Компанию могут оценить в сумму от 3 до 5 млрд долларов. Опрошенные журналом «Компания» эксперты рассказали, кому покупка акций интернет-магазина может быть интересна прежде всего.

Согласно сообщению пресс-службы Ozon, компания проведет IPO на Nasdaq Global Select Market. В опубликованном проспекте отмечается, что фонды, связанные с Baring Vostok, могут в будущем поучаствовать в частном размещении акций по цене IPO, но объем размещения не указан. Андеррайтерами IPO станут банки Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Сбербанк, ВТБ и «Ренессанс Капитал».

В финансовой отчетности компании говорится, что оборот от продаж товаров и услуг Ozon за первые девять месяцев этого года составил 121,6 млрд руб. с НДС, что на 142 % больше, чем за аналогичный период 2018-го. Количество заказов по итогам данного периода выросло на 130 %, до 44,3 млн. А число активных продавцов увеличилось более чем на 300 % — до 18 100 на конец сентября.

Первыми о планах Ozon выйти на биржу узнали журналисты The Wall Street Journal. По информации источников издания, онлайн-ретейлер планирует IPO в конце этого или начале следующего года при оценке в 3–5 млрд долларов.

«Однозначный даунтренд»

Конец 2020 года — не лучшее время для первой публичной продажи акций, сказал в беседе с «Ко» главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ» Вячеслав Зайченко.

«В США идут выборы президента. Победа Байдена грозит Москве новыми санкциями и проседанием рубля. Отношения с Россией при нем лучше не станут. Кроме того, в следующем году в России должны пройти выборы в Госдуму. Да и сам год не располагает для таких решений: пандемия, продолжение Brexit, теракты, локдаун. Это однозначный даунтренд»,

— считает Зайченко.

По словам эксперта, компанию Ozon не знают хорошо ни на американском рынке, ни на европейском. Для этого онлайн-ретейлеру нужно вкладывать крупные суммы в маркетинг, как это делает «Яндекс», отмечает аналитик. Он добавил, что компании следовало бы подождать с выходом на IPO как минимум год, пока не уляжется шумиха вокруг избрания нового президента США.

Эксперт признал, что компании удалось хорошо заработать на пандемии: за время локдауна Ozon получил больше, чем за несколько лет. Однако, когда эпидемия пойдет на спад, за быстрым ростом компании последует неизбежный откат.

«Компания не имеет перспектив на ближайшие пять лет. Я изучал компании, которые участвовали в IPO, как они подготавливали свой выход. Про Ozon я не слышал ничего. Мой опыт подсказывает, что результатов от размещения IPO российского интернет-магазина ждать не стоит», — сказал Зайченко.

Привлечь Безоса

Выход онлайн-ретейлера на IPO — хорошая идея во время пандемии, которая стимулировала рост платформ электронной коммерции, считает инвестиционный консультант и автор YouTube-канала «Экономист на час» Рами Зайцман.

«Компания успешно подстраивается под требования рынка, развивается. Ozon давно готовился провести первичное размещение акций в США. Не думаю, что размещение IPO компании приведет к интеграции бизнеса в Америке. Однако для компании само присутствие на американском рынке — определенный статус, привлечение американских инвесторов и денег», — пояснил он.

Как отметил Зайцман, хотя американские инвесторы не очень хорошо знакомы с Ozon, размещение акций тем не менее может привлечь одного или двух крупных игроков. Один из главных претендентов — глава Amazon Джефф Безос, который уже интересовался компанией.

В конце июня владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков называл американский Amazon и японский Softbank среди потенциальных инвесторов. По его словам, примерно в начале 2020 года гендиректор Ozon Александр Шульгин встречался с Джеффом Безосом по этому вопросу. Евтушенков подчеркивал тогда, что онлайн-ретейлер находится «в нескольких шагах от прибыльности» и «великолепно подготовлен к IPO».

Если Amazon действительно заинтересован в покупке акций Ozon, то, возможно, размещение акций является маркетинговым ходом, чтобы привлечь внимание Безоса и выйти на американский рынок, соглашается Вячеслав Зайченко.

«В таком случае это неплохая идея. Однако не стоит забывать, что Amazon представляет собой монополию, которую давно уже пора распиливать. Слишком большая компания, которая живет за счет добавленной стоимости. Их капитализация — мыльный пузырь», — подчеркивает он.

IPO без российских инвесторов

Опрошенные «Ко» эксперты отмечают, что Ozon явно делает ставку на иностранных инвесторов, поскольку большинство россиян не смогут принять участие в IPO.

«Интерес со стороны российских инвесторов мог бы быть большим, но в перспективе торговать бумагой смогут только так называемые квалифицированные инвесторы, которые владеют ценными бумагами на 6 млн руб. и активно ими торгуют или сдали много экзаменов и активно торгуют. В случае с Nasdaq остальные инвесторы у нас смогут торговать лишь бумагами из индекса Nasdaq 100, а Ozon туда в ближайшие годы не попадет, поскольку, во-первых, невелик по капитализации, а во-вторых, там от силы десяток неамериканских компаний», — поясняет в разговоре с «Ко» аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын.

Что касается зарубежных инвесторов, то, по прогнозу эксперта, интерес к российскому интернет-магазину будет, но умеренный. Он отметил, что отечественные исследователи Data Insight обещают российскому рынку электронной коммерции рост на 33 % в год до достижения объема 7,2 трлн руб. в 2024 году.

Существующие акционеры, АФК «Система» и Baring Vostok, сохранят чуть более 45 % акций каждый, то есть в свободном обращении будет не более 9 % акций, прогнозирует Делицын.

«При оценке компании в 2,9 млрд долларов это означает размещение не более 260 млн. Такой объем считается оптимальным — размещение будет заметным, его не могут не заметить все пишущие про IPO, но не будет чрезмерно большим. Некоторое превышение цены акций в первый день торгов над ценой размещения возможно, хотя похожие компании из Китая и других развивающихся рынков размещались в последние месяцы без особого ажиотажа», — заключил он.