Падший индекс
Возможности Интернета под занавес века росли столь быстро, что эксперты заговорили о революции. Интернет-революция означает возможность передавать все большие и большие объемы информации с устройства на устройство со все более высокими скоростью и надежностью. Первоначально под устройством понимался компьютер, а сегодня любой другой аппарат, способный включиться в информационный процесс. Например, мобильный телефон, используемый в GSM-банкинге. Или холодильник - авторы идеи виртуального дома собрались управлять этим агрегатом на расстоянии.
Чем быстрее рос Интернет, тем быстрее росли рынки "железа" (компьютеров и телекоммуникационного оборудования) и софта. И наоборот: чем быстрее развивалась компьютерная и телекоммуникационная индустрия, тем более радужные перспективы открывались перед Интернетом. Так возник Интернет-бум, наиболее зримым воплощением которого стал график индекса NASDAQ, который отражает состояние акций 100 американских высокотехнологичных компаний.
Хроника NASDAQ во второй половине 90-х войдет в мировые учебники по фондовому рынку в качестве примера самого длинного "бычьего" рынка в истории экономики. Или по крайней мере одного из самых длинных. Индекс шел в рост несколько лет. В этом были одинаково заинтересованы мировые монстры Brand name и крохотные компании, которые принято относить к категории Start up. Гигантам Интернет обещал невиданное доселе расширение рынка, "малышам" - легкий доступ к финансам и возможность "быстро стать взрослыми", увеличив собственную капитализацию до космических размеров.
Бум породил всемирную PR-кампанию по пропаганде виртуального бизнеса. Вольно или невольно в этой PR-кампании участвовали не только субъекты Интернет-рынка, но и менеджеры "старой экономики" - например, легендарный руководитель General Electric Джек Уэлч, заявивший, что для GE Интернет является приоритетом номер один, два, три и четыре. "Мир быстро разделяется на тех, у кого есть Интернет, и тех, у кого его нет", - констатировал аналитик Merrill Lynch Томас Кремер. В таких условиях не быть вовлеченным в Интернет-бизнес было как-то неприлично...
Интернет действительно раскрывает блестящие перспективы перед компаниями. Проблема в том, что общественное мнение посчитало эти перспективы еще более блестящими, чем они есть на самом деле.
Никакой рынок не может быть "вечно бычьим". Рано или поздно должен появиться "медведь". Он и появился.
Гром грянул весной 2000 года. В марте - за несколько дней до кризиса - индекс находился на наивысшей в своей истории отметке 5132 пункта (см. график). А в начале апреля суд признал Microsoft монополистом, акции компании упали, потянув за собой весь рынок, индекс упал до отметки 3300 пунктов и в течение всего 2000 года продолжал снижаться. Наименьшее значение индекса в 2000 году (на момент написания этого текста) составило 2509 пунктов. Свой вклад в процесс снижения NASDAQ внесли многие гранды высоких технологий - Apple, Intel, Dell. Эти и другие компании по очереди сообщали рынку плохие новости. Как на них реагировали инвесторы - отчетливо видно на графике.
24 апреля "Ко" обратил внимание на интересное обстоятельство: акции производителей компьютеров и телекоммуникационного оборудования одинаково упали в цене, но потом столь же одинаково попытались подняться. Что же касается акций компаний, занимающихся только Интернет-бизнесом и не производящих ни "железа", ни софта, то они вели себя абсолютно нескоординированно. В этом сегменте рынка царила паника (см. "Ко" № 111).
Наблюдения "Ко" через несколько месяцев были подтверждены аналитиками западных консалтинговых агентств. Эксперт из Goldman Sachs Рик Шерланд полагает, что в течение 2000 года производители софта потеряли 15% своей капитализации. А компании, специализировавшиеся исключительно на E-commerce, потеряли, по мнению Лорен Кукс-Левитан из Robertson Stephens, 85% своей стоимости. Что же касается производителей компьютеров, то, по мысли Томаса Кремера из Merrill Lynch, в этой группе компаний есть не только те, кто потерял, но и те, кто приобрел. Томас Кремер считает, что в результате кризиса усилили свои позиции Sun Microsystems, Network Appliance, Brocade, McData, EMC.
Таким образом, легче всего кризис пережили компании-производители (если можно так выразиться, "представители реального сектора Интернет-экономики"), а тяжелее всего - "компании-спекулянты". По этому поводу Пол Уэвер, возглавляющий департамент высоких технологий в PricewaterhouseCoopers, сказал: "Рынок наконец-то вернулся к реалистичным оценкам. Теперь вы уже не сможете прийти на рынок с акциями по $8 за штуку и увидеть, как к вечеру их цена взлетает до $150. Отныне эти акции смогут подрасти за день максимум до $8,50".
Иными словами, в результате кризиса рынок высоких технологий вернулся (по крайней мере на некоторое время) к старым, классическим, проверенным временем "нормам поведения". Тот, кто полагал, что стремительный рост капитализации Интернет-компаний, их восхождение за несколько лет "из грязи в князи" представляет собой вызов здравому смыслу, теперь может расслабиться. Мир сошел было с ума, но ненадолго. Все вернулось на круги своя.
Драматические события вокруг NASDAQ остались сугубо американской проблемой. Азиатские рынки на падение индекса ответили снижением собственных индексов, но масштабного кризиса здесь не было. Что же касается Старого Света, то европейские индексы в течение года реагировали на поведение NASDAQ более сдержанно, чем азиатские. В течение года то одна, то другая европейская компания теряли по несколько процентов своей рыночной стоимости. Подобная участь постигла Nokia, Siemens, Deutsche Telekom, SAP... Европейские эксперты считают, что это последствия падения американского индекса. Дитер Шварц из Dresdner Kleinwort Benson говорит, что "под воздействием события вокруг NASDAQ европейские инвесторы стали очень подозрительны и сдержанны". Европейские бюрократы и интеллектуалы не скрывают своего удовлетворения: американцы переоценили себя и теперь расплачиваются. По прогнозам Дитера Шварца, в ближайшее время NASDAQ упадет до отметки 2300.
В течение 2000 года бесконечное падение NASDAQ перестало быть новостью. Мировое общественное мнение привыкло к тому, что удел этого индекса - "катиться дальше вниз", и занялось обсуждением других проблем: цен на нефть, видов на урожай хлопка...
Тем не менее полагать, что с Интернет-мифами покончено навсегда, было бы преждевременным. Иногда они возвращаются...