Палочки в колесах
Таможня добилась своего. Ей удалось увеличить собственные сборы, перекрыв частникам возможность более выгодного, по сравнению c юрлицами, ввоза автомобилей. Об этом свидетельствует статистика Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК России, подсчитавшего импортированные с начала года машины.
Так, в январе – марте 2004 года юридические лица ввезли 72 500 автомобилей, что в 2,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В то же время ввоз автомобилей физическими лицами сократился более чем в два раза – с 54 500 до 21 200. Уравнивание таможенных пошлин на ввоз иномарок для юридических и физических лиц (для граждан ставки были повышены в конце прошлого года) осложнило жизнь серых дилеров. Как правило, они оформляли ввоз автомобилей на частников, нередко занижая таможенную стоимость машин.
По данным ГТК, в первом квартале 2004 года ввоз иномарок увеличился на 17%. На территорию страны было ввезено 93 800 легковых автомобилей по сравнению с 80 000 в первом квартале прошлого года.
Главными поставщиками иномарок (примерно 90% импорта) являются Япония, Южная Корея, Германия и Франция. Особенность нынешнего года – резкий рост количества автомобилей из Японии. Их ввезено почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2003 года.
Как считает директор по маркетингу компании General Motors СНГ Павел Видал, основным фактором, влияющим на рост популярности японских моделей в России, является их более привлекательная цена из-за низкого курса йены по отношению к доллару и евро. Кроме того, он отмечает, что в России традиционно сложилось более благоприятное отношение к азиатским автомобилям, нежели в Европе. По словам Видала, темпы роста продаж японских автомобилей в странах Восточной Европы и на территории бывшего ГДР несравненно ниже, чем в России.
«Особенные чувства» российский потребитель испытывает к марке Toyota: юридические лица ввезли в пять раз больше этих автомобилей, чем в январе – марте 2003 года. При этом на долю официальных дилеров приходится лишь 41% машин Toyota, остальную часть доставили в Россию индивидуальные предприниматели (главным образом с Дальнего Востока). Кроме Toyota наибольший рост в торговом обороте отмечен по автомобилям Honda – в 5,6 раза, Mazda – в 5,2 раза, Subaru – в 4,7 раза.
Автомобили Opel – единственный европейский брэнд, который демонстрирует сегодня на российском рынке темпы роста, сравнимые с показателями японских конкурентов. По данным ГТК, количество ввезенных автомобилей Opel выросло в 3,4 раза (марка принадлежит GM, которая агрессивно завоевывает рынок, устанавливая доступные цены). Что касается легковых автомобилей других производителей, то наибольший рост отмечен по маркам Hyundai – в 2,9 раза, Chrysler/Jeep – в 2,2 раза, Rover – в 2,3 раза. В то же время юридические лица сократили ввоз автомобилей Skoda на 56%, Jaguar на 38%, Renault на 21%.