Панацея или мыльный пузырь?

Есть ли смысл писать о бизнес-тренинге? Казалось бы, не осталось практически никого, кто так или иначе не сталкивался с этой формой обучения. Но несмотря на то, что рынок тренинговых услуг существует в России уже более 20 лет, некоторые вопросы все еще не ясны.


Итак, первое: что же такое бизнес-тренинг? Если суммировать разные точки зрения, то разброс мнений будет от "это бесполезная трата денег" до "это лекарство от всех болезней бизнеса". Участники тренингов тоже не всегда адекватно оценивают возможности этого инструмента. Кто-то ожидает чего-то судьбоносного, кто-то приходит как на плаху, а кто-то просто боится. В одной компании несколько человек отказались от обучения, потому что, по их мнению, "на тренингах зомбируют".

На самом же деле тренинг - это всего лишь инструмент обучения и развития (не личностного, а профессионального) персонала. Цель бизнес-тренинга - усвоение конкретными людьми конкретных знаний, формирование установок и навыков для применения в конкретных условиях. В отличие от фундаментального образования, тренинг призван за два-три дня обеспечить участников инструментами, повышающими их эффективность в условиях конкретной компании и позволяющими лучше справляться со своими обязанностями. Вот и все.

Второй вопрос, который волнует заказчика тренинга: стоит ли привлекать внешних специалистов? Многие компании уже разработали свои внутренние стандарты и тренинговые программы для обучения в соответствии с этими стандартам. Так для чего привлекать "варягов"? Как показывает практика, их зовут в нескольких ситуациях.

Одна из них - необходимость обучения руководителей, поскольку не всегда топ-команда готова доверить себя своим подчиненным. Еще для узких специалистов, когда, например, продавцов учат сами, а для закупщиков приглашают внешнего тренера, потому что разрабатывать трениговую программу, требующую специальных знаний (и соответственно инвестиций), экономически нецелесообразно. Следующий вариант - реализация краткосрочных проектов. В таких ситуациях у компании может не хватать внутренних ресурсов или у внутренних тренеров отсутствуют необходимые компетенции. Ну и когда компания слишком мала для содержания своего тренера. Есть и такой нюанс, который сформулировала участница моего тренинга в одном из крупнейших российских банков: "Если тренер внешний, можно не опасаться за качество". Без комментариев. Просто цитата.

Вообще же на этом рынке найдется место и внутренним тренерам, и представителям тренинговых компаний. Наглядным подтверждением стала динамика тренингового рынка в кризисных 2008-2009 гг. Конечно, с рынка ушли заказчики "витаминных курсов" (пусть поучатся: пользы особой не вижу, но и вреда никакого), но он не упал до нуля. Даже в период экономических потрясений очень многие компании находили средства на обучение, кстати, именно они в условиях кризиса расширили свои рыночные доли и укрепили позиции.


Сергей Озоль – бизнес-тренер, консультант, управляющий партнер компании "Интеллект Сервис"