Top.Mail.Ru
архив

«Панавто» рубят…

Против «Панавто» – одной из крупнейших компаний по торговле автомобилями и официального дилера DaimlerChrysler – возбуждено уголовное дело по факту контрабанды. По признанию руководителя пресс-службы Государственного таможенного комитета Ирины Скибинской, на ее памяти это, пожалуй, самый крупный скандал с участием «белых» импортеров автомобилей. Несмотря на то что речь идет о нарушениях закона, непосредственно связанного с таможней, уголовное дело было возбуждено отнюдь не по инициативе ГТК. Деятельностью «Панавто» заинтересовался следственный комитет МВД.

Сыщики подозревают «Панавто» в контрабанде в особо крупных размерах. Следствие считает, что российская компания более 300 раз ввозила в Россию автомобили с нарушениями таможенных правил. По мнению сотрудников МВД, в Германии существовала подставная фирма-посредник, фактически принадлежавшая «Панавто». Через нее «Панавто» якобы закупала «Мерседесы» по заводской цене, продавая их затем в Россию «по дешевке». Эта схема позволяла снижать таможенную стоимость каждой машины.

Будучи официальным дилером, компания «Панавто» имела право на упрощенную процедуру оформления товара на таможне («зеленый коридор»). Именно поэтому таможенники, по версии следствия, доверялись цене, заявленной фирмой, и контролировали ее менее строго, чем «серых» импортеров. Выгода дилера при этом очевидна: меньше цена – меньше и пошлины. Кроме того, следствие считает, что, например, бронированные Mercedes S500, S600 и джипы G-класса, которые продавались в автосалоне «Панавто», по документам проходили как самые обычные автомобили без повышенной защиты (разница в цене между модификацией с броней и без нее может составлять 200 – 250%).

Однако на деле все не так просто, как это представляется сотрудникам правоохранительных органов. Как сообщили «Ко» в «DaimlerChrysler Автомобили РУС», германский концерн согласовал с российским ГТК специальные цены для официальных дилеров в России (в том числе и для «Панавто»). В свою очередь, сотрудники ГТК утверждают, что «Панавто» декларировало цены по счетам-фактурам, предоставленным немецким концерном, а потому о занижении таможенной стоимости говорить не приходится.

Кроме того, у юристов «Панавто» на руках все документы (они были предоставлены следователям по первому требованию), доказывающие, что фирма-посредник, учрежденная в Германии, никакая не подставная, а вполне реально существующая компания.

Впрочем, есть еще один принципиальный момент, по которому у правоохранительных органов могли возникнуть претензии к «Панавто». В феврале этого года таможенники исключили компанию из списка льготников, но автомобили продолжали растаможиваться по упрощенной схеме. Однако и здесь у дилера Mercedes все чисто: он стал ввозить машины через свою «дочку» – фирму «Панавто-Ростов», сохранившую право на «зеленый коридор».

И еще один аргумент в пользу продавцов автомобилей. Хотя следователи впервые нагрянули в «Панавто» еще 24 января 2002 года, DaimlerChrysler до сих пор не разорвала отношений с «Панавто» – эта компания по-прежнему входит в список официальных дилеров Mercedes. Вряд ли это можно объяснить только тем, что «немцы друзей в беде не бросают». Наверное, германская сторона просто не видит в действиях своего партнера ничего противозаконного.

К моменту подписания этого номера «Ко» в печать у «Панавто» было арестовано 50 автомобилей, а продажи машин приостановлены. Однако фирме уже вернули печати и должны были вот-вот возвратить документы. Автосервис «Панавто» работает в обычном режиме.

Юристы компании утверждают, что автовладельцам, которые купили свои Mercedes в «Панавто», бояться нечего: отбирать у них машины никто не имеет права. Напомним, что недавно Конституционный суд РФ подтвердил, что добросовестный покупатель (а к таковым со стопроцентной уверенностью можно отнести клиентов официального автодилера) не несет ответственности за таможенные преступления, совершенные продавцом. В следственном комитете МВД также подтвердили, что отбирать уже реализованные автомобили у их владельцев никто не собирается.

История с «Панавто», возможно, имеет не только «уголовную», но и политическую подоплеку. Не секрет, что в последнее время МВД находится с ГТК в состоянии «холодной войны». Может быть, акция против «Панавто» – очередной удар по руководству ГТК.

Свои дивиденды в этой истории может получить и Министерство по антимонопольной политике. А официальные дилеры, в свою очередь, рискуют остаться « в минусе». На 15 апреля назначен суд, на котором ГТК будет оспаривать предписание МАП отменить приказ «Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств» (на основании этого документа официальные дилеры имеют льготы по растаможке автомобилей). Если ГТК действительно «прошляпил» хитрости «Панавто», суд может отменить льготные схемы растаможивания.

Еще по теме