Top.Mail.Ru
рынки

Пандемия оставила испанцев без работы

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Испанская Inditex Group вместо модной одежды обеспечивает сограждан медицинскими масками: магазины компании из-за карантина закрыты почти месяц. Остановлены практически все производства, в том числе крупные автозаводы Ford, Nissan, Volkswagen. Компания Nissan Motor Co уже приняла решение об увольнении трех тысяч испанцев. Закрыты фирмы, рестораны, отели и пляжи, на пособие по безработице теперь могут рассчитывать даже предприниматели.

По оценкам Конфедерации предпринимательских организаций Испании (CEOE), в результате коронавирусного кризиса ВВП в 2020 году упадет минимум на 5 %, а безработица вырастет до 4,2 млн человек. Таким образом, уровень безработицы может достигнуть 18 %. До пандемии, в феврале 2020 года, уровень безработицы в Испании составлял 13,6 %. Это значительно выше уровня безработицы в Италии (9,7 %) и в два раза выше среднего показателя по ЕС (6,5 %). Согласно недавнему опросу 40dB для газеты El País, 50 % граждан заявили, что боятся потерять работу, 60 % опасаются сокращения зарплат. При этом лишь 24 % опрошенных рассчитывают на поддержку со стороны государства, остальные полагаются на семью и друзей.

На этой неделе основной хештег испанского карантина YoMeQuedoenCasa («Я остаюсь дома») был заменен на YoMeQuedoenParo («Я остаюсь без работы»).

Сельское хозяйство на грани

Нелегко приходится практически всем отраслям экономики. Страдает сельское хозяйство, где занято до 5 % населения страны, а также животноводство. 80 % сельхозпроизводителей — небольшие фермерские организации. Именно они являются основными поставщиками ресторанов, отелей, экосупермаркетов и рынков, которые сейчас закрыты. У Хосе Франциско Гарсии на окраине Антекеры (Малага) 220 коров, из которых 150 — молочные. «Это не офис и не фабрика, которую можно закрыть: это животные, и вы должны заботиться о них каждый день», — объясняет фермер, взявший основную часть работы на себя. «Коров нельзя перестать доить, а выливать молоко, не имея возможности его продать, — это просто крах», — жалуется фермер. По данным министерства сельского хозяйства, в Испании существует 14 000 ферм, занимающихся молочным скотоводством, которые производят 7,2 млн тонн молока в год. Еще 80 000 производят 700 000 тонн мяса.

Теперь, когда все каналы сбыта оказались закрыты, Гарсиа, как и многие фермеры, вступил в кооператив, который покупает его продукцию для крупных системообразующих промышленных предприятий. Закупочная цена невысокая, но пока это единственный выход, чтобы удержаться на плаву.

Еще одной большой проблемой сельского хозяйства Испании является нехватка рабочих рук, что особенно важно сейчас, в карантин, пришедшийся на разгар посевной, закрыты границы не только между государствами, но и между муниципалитетами. 7 апреля совет министров утвердил королевский указ о срочном привлечении большего количества рабочей силы на испанские поля во избежание нехватки продовольствия и роста цен в разгар пандемии. Меры, содержащиеся в указе, делают найм безработных, иммигрантов и иностранных сезонных рабочих более гибким. По словам министра сельского хозяйства Испании Луиса Планаса, на сегодняшний день в связи с закрытием границ и карантинными мерами не хватает от 75 000 до 80 000 сезонных рабочих, чтобы гарантировать урожай. По данным министерства сельского хозяйства, в аграрном секторе занято около 300 000 временных работников, из которых около половины — иностранцы (в основном из Польши, Румынии, Болгарии и Марокко).

Указ поддерживает продление разрешений для иностранных работников, чьи контракты истекают в период между объявлением состояния тревоги и 30 июня, а также позволяет работать официально безработным с сохранением всех льгот и субсидий. «В период с момента опубликования этого закона до 30 июня все социальные льготы сохраняются и могут быть совместимы с возможностью получения дохода от заработной платы за выполнение сельскохозяйственных работ», — заявил Планас.

Не в настроении покупать

В тяжелой ситуации оказался непродовольственный ретейл, который потеряет около 10 % продаж, примерно 25 млрд евро, согласно прогнозам Национальной ассоциации крупных дистрибьюторских компаний (Anged), объединяющей такие розничные сети, как El Corte Inglés, Ikea, Carrefour, Leroy Merlin и Toys “R” Us. Причем на падении продаж скажется не только период карантина, но и существенное сокращение турпотока, а также сдержанность испанских потребителей в связи с падением доходов и уровня занятости. Онлайн-продажи, на которые поначалу уповали, не компенсируют закрытия: «Граждане не в настроении покупать одежду, которую они не смогут носить», — говорит президент ассоциации Эдуардо Замакола.

По мнению Anged, даже когда магазины откроются, уровень продаж не будет восстановлен сразу, а составит 40–50 % от докризисного. Ожидать новых, более позитивных трендов можно будет не раньше чем через полгода. Эдуардо Замакола отметил, что магазины не стремятся открыться во что бы то ни стало: «Поспешное открытие — самое страшное, что может быть. Мы понимаем, что открытие должно проходить поэтапно, с особой осторожностью». В связи с этим ассоциация просит правительство о мерах по обеспечению ликвидности и помощи в решении проблемы занятости своих сотрудников, также торговцы просят профсоюзы быть более сговорчивыми при решении спорных вопросов.

Гостеприимство поставили на стоп

По оценкам игроков гостиничного бизнеса, падение годового оборота предприятий отрасли может составить от 30 до 40 %, свидетельствуют данные опроса Hospitality of Spain. Речь идет об отелях, ресторанах, барах и кафе. 87,67 % отельеров отмечают существенное падение продаж в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом в 2019 году, а 90 % бизнесменов сектора прогнозируют, что второй квартал 2020 года будет еще хуже.

«Мы будем переживать худшее лето в истории нашей страны и ощущать экономические последствия кризиса в течение всего года», — говорит президент Испанской ассоциации гостиничного бизнеса (FEHR) Хосе Луис Изуэль.

На сегодняшний день 75,03 % опрошенных отельеров подтвердили, что они полностью лишились дохода, 58,9 % подали заявление о регулировании временной занятости (ERTE), то есть признали себя и своих сотрудников безработными. У 5 % опрошенных нет никакой надежды на будущее, они утверждают, что их бизнес окончательно рухнул.

Отельеры отмечают, что выплата налога на самозанятых является основной проблемой для 80 % гостиниц, тяжелым бременем сейчас оказывается уплата налогов за использование террас, вывоз мусора и налога на имущество (IBI). «Как деловая организация, представляющая более 300 000 предприятий сектора гостеприимства в нашей стране, мы настоятельно призываем правительство прислушиваться к запросам предприятий гостиничного бизнеса, подавляющее большинство которых являются самозанятыми, с небольшим штатом. Мы не хотим обанкротить этот сектор, который так важен для экономики и общества Испании», — заявил Изуэль.

В Испании насчитывается более 2 млн самозанятых. При этом в стране зафиксированы одни из самых высоких налоговых ставок для этой категории граждан среди стран — членов ЕС. В 2019 году более 55 % самозанятых в стране выражали недовольство государственной фискальной политикой и высказывались за снижение налогового бремени.

Молодая переводчица и преподаватель Йоланда Гонсалес относится к их числу: «Помимо преподавания я работаю независимым переводчиком на конференциях. Все мероприятия отменены. В этом месяце, например, я должна была лететь в Японию переводить Конгресс ООН по предупреждению преступности в Киото. Нам, фрилансерам, в сложившейся ситуации приходится хуже всего. Ждем решения от правительства по поводу самозанятых. Каждый месяц мы обязаны платить налоги — около 285 €. Многие коллеги в сложном финансовом положении, при этом правительство от платежей нас не освободило, сидим безработные и всё равно платим. Единственное — было разрешено отложить выплаты на полгода. По-моему, это абсурд. Все равно придется отдавать всю сумму — сейчас или через 6 месяцев».

Наша соотечественница Оксана Сорокина из Барселоны рассказывает свою историю: «Я работаю в свадебном бизнесе. Организуем торжества для смешанных пар, соотечественников из России и ребят из СНГ. Конечно, пришлось все отменить, авансы вернуть. Даже если жизнь начнет налаживаться к лету, клиентов будет не много, поскольку границы будут еще закрыты, прилететь в Испанию никто не сможет. Спасает то, что параллельно работаю в Ассоциации «Радуга», в русской школе. 14 марта нас сразу перевели на онлайн-обучение (здесь мы называем его «бесконтактным»). Это свет в окне, продолжаешь работать с детьми, чувствуешь, что жизнь продолжается. Даже времени стало больше уходить на подготовку и проверку домашнего задания».

Как скоро восстановится свадебный бизнес, Оксана даже не берется предположить. Но потери этого направления не сопоставимы с убытками, которые несет туристическая отрасль в целом, считает Оксана. Доходы туристической отрасли составляют от 13 до 15 % совокупного ВВП страны, в 2019 году Испанию посетили 83,7 млн зарубежных гостей. Сколько туристов смогут приехать в 2020 году — большой вопрос, поэтому всеобщая озабоченность ситуацией и желание правительства как-то сгладить негативные последствия понятны.

Государство берет риски на себя

В середине марта правительство Педро Санчеса приняло основной пакет экономических мер для поддержки испанских семей и бизнеса, выделив для борьбы с эпидемией и ее экономическими последствиями 200 млрд € (около 20 % ВВП). Для малых и средних предприятий и самозанятых работников был наложен шестимесячный мораторий на уплату налогов, для компаний со штатом до 5 человек — назначены дополнительные выплаты. На них также могут претендовать индивидуальные предприниматели, чьи доходы сократились на 75 % и более (получить пособие можно с 24 марта). В случае временного расторжения контракта (режим ERTE) испанским работникам государством гарантированы выплаты по безработице. Кстати, по мнению местных предпринимателей, для фирм, оказавшихся на грани разорения, введенный режим ERTE — единственный выход избежать банкротства, так как позволяет компаниям временно свернуть деятельность, приостановить выплату зарплат и социальных отчислений.

Чтобы не усугублять проблемы, вызванные карантином, испанское правительство объявило ипотечные каникулы сроком до четырех месяцев при условии, что жилье — единственное. Кроме того, с 31 марта запрещено выселять арендаторов жилья за неуплату. Мораторий будет действовать в течение шести месяцев после выхода страны из карантина. Арендатор также вправе просить 50%-ную скидку на весь период карантина и первые месяцы после его снятия (не более 4 месяцев) или же отсрочку платежей на тот же срок с возмещением замороженной суммы арендодателю в рассрочку в течение трех лет.