GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

Пандемия уйдет — удаленка останется

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

После пандемии руководители российских компаний хотят сохранить на удаленной работе не менее 30% сотрудников. Согласно исследованию международной консалтинговой компании Korn Ferry (есть в распоряжении «Компании), больше всего персонала, оставшегося работать на дому, — в ритейле и финансовом секторе. По мнению аналитиков, это может служить показателем окончательного перехода к онлайн-технологиям продаж.

За полтора года с начала пандемии режим удаленной работы стал нормой, отметили аналитики по итогам опроса руководства российских компаний из списка РБК-100, представляющих разные отрасли экономики. Хоть большая часть руководства компаний собирается вернуть некоторых сотрудников в офисы, при этом ни одна компания не намерена совсем отказаться от удаленки после завершения пандемии.

Наименьшую долю сотрудников на удаленном режиме после пандемии планируют оставить представители промышленного сектора (24%) и Tech-компаний (35%). Для промышленности показатель ожидаемый — производство требует непосредственного участия сотрудников, объяснили журналу «Компания» эксперты Korn Ferry. Для Tech-сферы результат объясняется тем, что большая часть сотрудников работала из дома еще до пандемии.

Представители ритейла не считают нужным существенно снизить долю работающих из дома сотрудников. «Это может служить показателем окончательного перехода к онлайн-технологиям продаж», — говорится в исследовании.

В основном на удаленный режим работы планируют перевести офисных сотрудников (промышленность) и подразделения бэк-офиса: юристов, бухгалтерию и так далее. Более того, некоторые компании после завершения пандемии собираются сократить число рабочих дней в офисе или ввести свободный график в качестве альтернативы удаленке.

статистика: удаленка и вакцинация

Стимул вакцинироваться

Также аналитики опросили CEO компаний на предмет того, как они стимулируют вакцинацию среди сотрудников.

Так, наиболее популярные меры поощрений:

  • Отгулы и дополнительные дни отпуска — 50%;

  • Финансовые поощрения — 22%;

  • Розыгрыши призов, подарки — 20%.

Наиболее распространенные меры принуждения:

  • Отстранение тех, кто не прививался, от работы с клиентами — 20%;

  • Лишение премий — 10%;

  • Угроза увольнения — 8%.

Эксперты подчеркнули, что худшие показатели по прививкам от COVID-19 «у тех, кто применяет исключительно принудительные меры». При этом компании, одновременно использующие как меры убеждения, так и принуждения, демонстрируют наиболее высокий процент вакцинированных сотрудников. И только 15% СЕО приглашают экспертов для разъяснений, а также побуждают работников к вакцинации личным примером.

В частности, экспертов для бесед с сотрудниками по теме вакцинации приглашает «Алроса». «Мы приглашаем экспертов, чтобы они непредвзято рассказали сотрудникам, что происходит в больницах, что такое вакцины, как они работают, какие меры принимают в разных странах. К людям постепенно приходит осознание, что это важно», — рассказывает гендиректор — предправления «Алросы» Сергей Иванов. По его словам, компания сознательно отказалась от жестких мер, однако ввела некоторые ограничения. К примеру, посещать профилактории и отправляться в командировки могут только вакцинированные, им же может проводиться ПЦР-тест за счет работодателя при необходимости, перечислил Иванов.

Он отметил, что в подразделениях, где больше женщин и молодежи процесс вакцинации идет значительно медленнее, поскольку в них «люди настроены более скептически к вакцинам». При этом среди вахтовых работников доля вакцинированных составляет 90% и выше.

«Мегафон» организовывает пункты вакцинации в офисах компании и встречи с врачами, где сотрудники могут задать любой вопрос, отметил гендиректор оператора Хачатур Помбухчан. Также компания предлагает своим сотрудникам взять оплачиваемый отгул на следующий день после вакцинации.

Аналогичной позиции придерживается руководство «Первой грузовой компании». «Помимо личного примера руководителей и проведения мощной информационной кампании среди работников, мы предоставляем дополнительные сутки отпуска для привитых, а также ежемесячно разыгрываем среди вакцинированных ценные призы – стоимостью от 30 тыс. до 100 тыс. рублей», — заявил гендиректор — председатель правления компании Сергей Каратаев.

Аналитики отмечают, что основной причиной отказа для вакцинации все еще остается недоверие. Принудительные меры его усиливают, особенно на фоне непоследовательных действий руководства и противоречивости доступной информации, однако личный пример руководства и личные истории сделавших прививку сотрудников способны поменять взгляды противников вакцинации. Поощрения и мягкие убеждения, в свою очередь, воспринимаются как проявление заботы о здоровье сотрудников. Также снизить процент недоверия поможет убедительное обоснование применяемых антиковидных мер, их постоянство и отсутствие исключений.

А как у них?

По данным Korn Ferry, более 60% американцев и 70% европейцев к идее обязательной массовой вакцинации относятся настороженно. Для мотивации сотрудников привиться компании в основном используют следующие подходы:

  • Денежные вознаграждения: речь идет о единоразовых выплатах тем, кто сделает прививку. Сумма выплат колеблется от $50 до $500, но в среднем она составляет около $100.

  • Оплачиваемые отгулы: на период вакцинации предоставляется 1-3 дополнительных дня отпуска.

  • Мотивация примером, поддержка и обучение: сюда входят публичная вакцинация топ-менеджмента, впечатления сделавших прививку, организация вакцинации на рабочем месте или оплата проезда в медучреждение, а также информирование сотрудников о пользе прививок, возможных побочных эффектах и другое.

Кроме того, аналитики выявили в США три тренда этого года. 

Один из них — мобильность. По данным экспертов, более четверти американцев уже переехали, либо рассматривают возможность переезда более чем на 50 миль (свыше 80 км) от постоянного места работы. Это связано с миграцией в те регионы страны, где ниже налоги, лучше климат, инфраструктура и больше возможностей для подработок.

Еще один тренд заключается в том, что более трети жителей США готовы пожертвовать будущими доходами, если их компания предоставит им больше свободного времени. Например, более длительные оплачиваемые отпуска, свободный график посещения офиса, постоянная возможность работать удаленно.

Третий тренд — освоение новых навыков в свободное время. Такие «мягкие» навыки, как эффективная коммуникация, умение решать возникшие проблемы ценятся больше, чем «твердые» технические умения. Из последних наиболее востребована способность пользоваться технологиями для организации удаленной работы, рабочего времени и коммуникаций.