Пандемия взвинтила цены на золото
Оправившись после кризиса ликвидности на мировых финансовых площадках, золото стабильно повышается в цене со второй половины марта, достигнув на мгновение семилетнего максимума — 1700 долларов за унцию. Рублевые цены на золото 999-й пробы на днях достигли абсолютного исторического рекорда — 4000 руб. за грамм. Ралли разворачивается на фоне опасений относительно последствий пандемии COVID-19 для мировой экономики.
Спрос на драгметалл растет, даже несмотря на его дефицит из-за разрыва цепочки поставок ввиду глобального карантина. Так, американские инвесторы приобрели огромное количество «Золотых Орлов» за март (142 тыс. экземпляров, что является трехлетним максимумом). Кроме того, Монетный двор США опубликовал данные о рекордных объемах продаж серебра (5,4 млн унций), что на 743 % (!) выше февральских показателей. В Пертском монетном дворе (Австралия) сообщают, что совокупный объем продаж золотых монет и слитков был равен 93 тыс. унций в марте, а это самый высокий показатель с апреля 2013 года. В то же время продажи серебра увеличились втрое: с 605 тыс. унций в феврале до 1,74 млн унций в марте. Отметим также, что благодаря частичному восстановлению деятельности трех крупнейших в мире аффинажных предприятий, находящихся в Швейцарии (Valcambi, Argor-Heraeus и PAMP), лондонские слитки (400 унций) будут превращены в 100-унцовые слитки и отправлены на фондовые биржи Нью-Йорка — а значит, спред между курсом фьючерсов на золото и спотовыми ценами на физический драгметалл уменьшится. Это приведет к более устойчивому ралли.
Если судить по прогнозу Goldman Sachs, то рост курса золота продолжится, поскольку в банке ожидают его увеличения до 1800 долларов за унцию в этом году. При этом факторами роста станут распространение пандемии, уменьшение реальных процентных ставок и неопределенность относительно президентских выборов в США. Неудивительно, что в таких условиях золото превращается в самый востребованный защитный актив.
В том числе и в России, где Центральный банк был вынужден во избежание дефицита прекратить скупку металла в резервы на внутреннем рынке.
Отечественный регулятор непрерывно покупал золото с 2014 года и лидировал по объему закупок среди мировых центробанков. За это время он приобрел 40,3 млн унций золота, или около 1,25 тыс. тонн. Но сейчас покупки в обычных размерах (около 200 тонн в год) приведут к еще большему дефициту на рынке и росту панических настроений инвесторов.
Собственно, эти панические настроения уже существуют. В банках практически невозможно купить слитки, а у дилерских компаний золотые инвестиционные монеты (по инвестмонетам не берется НДС 20 % в отличие от слитков) — самый популярный инструмент вложения в драгоценные металлы. После окончания карантина есть надежда, что восстановится оборот по отечественным монетам («Георгии Победоносцы», «Сеятели», «Шахматы»...), а вот зарубежной продукции из желтого металла («Кенгуру», «Орлы», «Панды»...) — мы долго не увидим.
Увы, обезличенные металлические счета в банках — тоже не подходят для инвестиций. Они до сих пор так и не включены государством в систему страхования вкладов. Так что если кредитная организация банкротится и у нее отзывают лицензию (а в кризис — это обычное дело), то вряд ли вам вернут ваше золото. Так, видимо, инвесторы и дальше предпочтут вкладываться в физический металл, который при сделке купли-продажи выдают на руки.
Число тех, кто выбирает драгоценные металлы для размещения своих средств, совершенно точно будет расти. Люди перестают доверять дешевеющим рублям, банковским депозитам (на которые, кстати, еще и налоги подняли) и уж тем более биржевым инструментам (это все для спекулянтов) — остается только золото и серебро. Месяц назад золотая монета «Георгий Победоносец» весом 7,7 грамма стоила 25 тыс. руб. — сейчас 35 тыс. Купить ее может любой человек, даже не очень богатый.
Уже можно констатировать, что на рынке ажиотаж: обороты выросли на 300 %. Впрочем, паника на мировом рынке еще сильнее — склады основных дилеров инвестиционных монет, слитков просто пусты. Технологические цепочки (аффинажные заводы, монетные дворы, монетные дилеры) из-за карантина разорваны. И когда будут восстановлены — никто не знает.