Top.Mail.Ru
мнения

Pandora Papers: почему это предвестник конца оффшорного бизнеса

В начале октября были обнародованы данные о миллионах офшорных компаний из файлов 14 международных провайдеров — Pandora Papers. Олигархам, политикам и другим публичным персонам они могут принести массу неприятностей. А насколько опасны эти материалы для обычных владельцев офшорных компаний, и каких еще бед им ожидать в ближайшем будущем? Разбираемся с помощью эксперта по международному бизнесу, старшего советника Hill Consulting Сергея Нестеренко.

Три недели назад Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал отчет об изучении материалов миллионов офшорных компаний, собранных в течение нескольких лет в разных странах. Эта крупнейшая за 10 лет утечка данных из 12 миллионов файлов 14 международных провайдеров получила название Pandora Papers — по аналогии с ящиком Пандоры, источником многочисленных несчастий и бедствий. Эти документы действительно могут создать большие проблемы не только для людей, чьи имена у всех на слуху, но и для обычных клиентов, использующих офшорные компании в своем бизнесе либо для хранения активов. Среди 27 тысяч вскрытых компаний около четырех тысяч принадлежат россиянам.

Однако главное отличие файлов Пандоры — не в их количестве. Главное для рядовых клиентов, что масса документов — свежие, вплоть до 2020 года. Ранние подобные утечки информации (Panama Papers и другие) охватывали периоды в основном до 2015 года, и были не столь опасны для россиян. Тогда еще не было законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК), требующего отчетов по офшорам. То есть в самом факте скрытного владения офшорами не было ничего противозаконного, да и налоговые органы не были готовы к обработке такого большого объема информации.

С 2015 года ситуация драматически изменилась: если у российского резидента обнаружится незадекларированная компания, это грозит штрафами глубиной в три года (срок давности по налоговым правонарушениям): по 100 тысяч рублей за 2018 и 2019 годы и 500 тысяч рублей — за 2020 год и далее. Плюс, конечно, неуплаченные налоги, штрафы и пени, если у этих компаний были пассивные доходы, даже если бенефициары их и не получали.

Какую информацию о клиентах можно будет получить?

Пока данные только обрабатываются, и обнародованы только самые громкие имена — политиков (большинству из которых запрещено иметь тайные активы за рубежом), олигархов, поп-звезд и других знаменитостей. Полная обработка информации и сведение ее в базы данных может занять несколько месяцев и больше. Однако на основании предыдущих утечек можно предположить, чем это закончится.

Если вы зайдете на сайт Консорциума журналистов ICIJ, то в базах Offshoreleaks или в Panama Papers вы можете набрать в поисковом окне свое или своего знакомого бизнесмена имя, или название известной вам компании, и получить «дерево связей» этой компании с другими офшорами — через агентов, владельцев или менеджмент. А также личные данные клиентов: отношение к компании — акционер, директор или представитель по доверенности, даты назначения и прекращения полномочий, домашний адрес, участие в других компаниях.

Другие имеющиеся и ожидаемые источники информации о зарубежных активах

Основной объем информации о налогоплательщиках ФНС получает от них самих на добровольной основе. Применительно к зарубежным доходам и активам это уведомления о КИК и отчеты по движениям по зарубежным банковским счетам. С этого года добавилось обязательное предоставление по КИК финансовых отчетов, а также отчеты по зарубежным счетам во внебанковских организациях: брокерским, в электронных кошельках и других.

ФНС получает информацию и от коллег за рубежом: из зарубежных банков в рамках автоматического обмена налоговой информацией (стандарт CRS), а по официальным запросам из РФ — от налоговых органов других стран, включая БВО и другие офшорные юрисдикции.

Широко используется также информация из публичной отчетности компаний с иностранным участием, зарубежные реестры недвижимости и коммерческие базы данных, просто поиск в интернете и в соцсетях, и вообще все то, что называется цифровым следом.

Относительно новые источники налоговой информации — это реестры бенефициаров, создаваемые даже в традиционных офшорах, а также отчеты консультантов, аудиторов, бухгалтеров, трастовых управляющих и представителей других лицензируемых профессий в рамках так называемой директивы DAC 6 ОЭСР. Согласно DAC 6 все эти лица должны сообщать в свои налоговые службы обо всех клиентских схемах, которые могут привести к уклонению от налогов, и даже просто о вопросах клиентов на эту тему.

Реестры бенефициаров

О реестрах бенефициаров стоит поговорить отдельно. Практически во всех странах Европы такие реестры уже созданы, и в них фигурируют реальные бенефициары компаний, даже если они спрятаны за номинальными акционерами или корпоративными структурами. Многие реестры — открытые, хотя и платные, или доступны для лиц, «имеющих существенный интерес», например, кредиторов, финансовых и страховых организаций, адвокатов и др. Доступны эти реестры и для налоговых служб — как собственных, так и зарубежных.

Кипр, некогда оплот офшорного бизнеса для россиян, обещает открыть реестр в марте следующего года. Сингапур и Арабские Эмираты ввели закрытые реестры бенефициаров в прошлом году. БВО и другие карибские офшоры обязались сделать открытые реестры к 2023-24 году. Даже в США, традиционно самой свободной юрисдикции, где не нужно подавать при регистрации компании информацию об акционерах, а в некоторых штатах даже о директорах, в январе вступил в силу закон, обязывающий компании всех штатов подать в течение двух лет информацию о конечных собственниках в единый федеральный реестр. Доступна эта информация будет, правда, только налоговым органам и спецслужбам.

Европейские реестры уже активно используются налоговыми службами различных стран, а также для проверки контрагентов. В России были случаи вызова клиентов в ИФНС для дачи показаний на основании информации, полученной в реестре британских компаний.

Заключение. Конец офшорам?

Открытие реестров бенефициаров в традиционных безналоговых юрисдикциях будет означать конец офшорного бизнеса в его нынешнем виде, и тогда никакие утечки данных типа Pandora Papers будут уже не нужны. И лучше подготовиться к этому заранее. Будущее — за простыми прозрачными схемами ведения бизнеса, а налоги можно эффективно регулировать на уровне бенефициара и его семьи, через персональные фонды и трасты. А также с помощью правильного выбора налоговой резидентности для тех, кто имеет активы и ведет бизнес в разных странах.