Парадоксальный рост
Печатных СМИ в России становится все больше, но их общий тираж почти не растет. Таков главный вывод коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР). По сравнению с 2002 годом количество зарегистрированных изданий увеличилось на 3000, однако нынешние тиражи российских газет и журналов лишь немногим превышают уровень кризисного 1998 года, а по сравнению с 1990 годом сократились в несколько раз. Общий тираж российских газет в 2002 году составил примерно 8 млрд экземпляров, а журналов - 520 млн. По прогнозам специалистов, к середине 2004 года эти показатели могут составить 8,5 млрд и 570 - 600 млн экземпляров соответственно.
Расхождение в показателях роста числа печатных СМИ и их общего тиража аналитики Минпечати объясняют большим количеством изданий, изначально не ориентированных на получение прибыли. «Значительное число газет создаётся для решения ограниченных во времени политических задач, после чего интерес учредителей к ним обычно пропадает, а сами издания становятся нежизнеспособными», говорится в докладе МПТР. По оценкам министерства, количество действительно рыночных газетных проектов составляет сегодня (за вычетом рекламных изданий) всего 10% от общего количества российских газет. В целом же насыщенность газетного рынка страны настолько велика, что достичь успеха на нём новичкам, особенно серьёзным ежедневным изданиям, будет непросто.
Эксперты Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) перспективы роста рекламного рынка в сегменте прессы оценивают оптимистично. По данным РАРА, объем размещаемой в журналах рекламы в 2002 году составил $220 млн, в газетах - $380 млн, а в 2003 году эти показатели приблизятся к $340 млн и $450 млн соответственно. В МПТР и РАРА надеются, что с увеличением цен на телерекламу многие рекламодатели начнут перераспределять свои бюджеты в пользу других носителей, в том числе печатных. В то же время последние прайс-листы «Видео Интернешнл» надежд прессе не оставляют: несмотря на рост цен, стоимость 1000 контактов на телевидении продолжает оставаться настолько незначительной, что ни одно другое СМИ пока не может с ним конкурировать.
Количество печатных СМИ в России
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Всего | 13945 | 17095 | 21156 | 25910 | 31577 | 37968 | 41080 |
Газеты | 8282 | 9864 | 12359 | 15145 | 18505 | 22117 | 23749 |
Журналы | 4618 | 5890 | 7101 | 8773 | 10697 | 13059 | 14332 |
Источник: МПТР