Парадоксальный рост
Печатных СМИ в России становится все больше, но их общий тираж почти не растет. Таков главный вывод коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР). По сравнению с 2002 годом количество зарегистрированных изданий увеличилось на 3000, однако нынешние тиражи российских газет и журналов лишь немногим превышают уровень кризисного 1998 года, а по сравнению с 1990 годом сократились в несколько раз. Общий тираж российских газет в 2002 году составил примерно 8 млрд экземпляров, а журналов - 520 млн. По прогнозам специалистов, к середине 2004 года эти показатели могут составить 8,5 млрд и 570 - 600 млн экземпляров соответственно.
Расхождение в показателях роста числа печатных СМИ и их общего тиража аналитики Минпечати объясняют большим количеством изданий, изначально не ориентированных на получение прибыли. «Значительное число газет создаётся для решения ограниченных во времени политических задач, после чего интерес учредителей к ним обычно пропадает, а сами издания становятся нежизнеспособными», говорится в докладе МПТР. По оценкам министерства, количество действительно рыночных газетных проектов составляет сегодня (за вычетом рекламных изданий) всего 10% от общего количества российских газет. В целом же насыщенность газетного рынка страны настолько велика, что достичь успеха на нём новичкам, особенно серьёзным ежедневным изданиям, будет непросто.
Эксперты Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) перспективы роста рекламного рынка в сегменте прессы оценивают оптимистично. По данным РАРА, объем размещаемой в журналах рекламы в 2002 году составил $220 млн, в газетах - $380 млн, а в 2003 году эти показатели приблизятся к $340 млн и $450 млн соответственно. В МПТР и РАРА надеются, что с увеличением цен на телерекламу многие рекламодатели начнут перераспределять свои бюджеты в пользу других носителей, в том числе печатных. В то же время последние прайс-листы «Видео Интернешнл» надежд прессе не оставляют: несмотря на рост цен, стоимость 1000 контактов на телевидении продолжает оставаться настолько незначительной, что ни одно другое СМИ пока не может с ним конкурировать.
Количество печатных СМИ в России
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Всего |
13945 |
17095 |
21156 |
25910 |
31577 |
37968 |
41080 |
Газеты |
8282 |
9864 |
12359 |
15145 |
18505 |
22117 |
23749 |
Журналы |
4618 |
5890 |
7101 |
8773 |
10697 |
13059 |
14332 |
Источник: МПТР