Пари, принесшее миллиарды

Когда встает вопрос о родине информационных технологий, на ум обычно приходят либо США, либо Япония. На самом деле одна из первых счетных машин была разработана в 1919 году в Европе, в провинциальной Норвегии. Подданный норвежской короны Фредрик Бюль не только внес заметный вклад в технический прогресс, но и стал основателем одной из самых мощных на сегодняшний день европейских ИТ-корпораций – Groupe Bull.

Восемьдесят лет назад, в октябре 1921 года, норвежский инженер Фредрик Розинг Бюль впервые представил усовершенствованную машину-табулятор – прообраз современных электронно-вычислительных машин. Изобретение Бюля получило широкое распространение в Европе, и в 1933 году сподвижники норвежского изобретателя во Франции основали компанию, которая была названа именем талантливого инженера – Compagnie des Machines Bull. На рынке информационных технологий Bull признана лидером благодаря таким инновационным разработкам, как серверы ESCALA, смарт-карты и программный продукт Open Master для управления системами и сетями. В Европе компания Bull сегодня занимает третье место среди ведущих системных интеграторов и пятое – в области сервиса.

Слово – не воробей

Настоящие изобретения не бывают случайными: за каждой революционной идеей стоят годы изнурительного труда. Жизнь Фредрика Бюля – лишнее тому подтверждение, иначе специалист технического отдела страховой компании Storebrand никогда не поднялся бы по служебной лестнице выше должности старшего инженера. Впрочем, к высоким постам он не особо и стремился, предпочитая заниматься своим делом – работой со счетными машинами. В Storebrand для подсчета страховых сумм пользовались перфокартами. Сломанные ключицы и вывихнутые лодыжки превращались в набор цифр и отверстий на кусочках картона. Процесс подсчета был очень долгим и сложным: сначала специальная сортировальная машина отбирала те перфокарты, которые подлежали дальнейшей обработке, причем карты отбирались на основании цифр (отверстий) в одной колонке перфокарты за один раз. Если критерием выборки было число из нескольких цифр, то операция выполнялась вновь по каждой цифре до тех пор, пока не просматривались все требуемые перфокарты. Все это требовало огромных затрат времени и невероятного объема ручного труда.

Во время одной из командировок по изучению счетных машин – а все использовавшиеся тогда механизмы были придуманы американцем Германом Холлеритом – Бюль неожиданно заявил, что мог бы и сам разработать подобный аппарат. Его поймали на слове: Бюль заключил с фирмой своеобразное пари, согласно которому за изготовление оригинальной счетной машины он получал 20 тыс. крон и аванс в размере 10 тыс. В случае же неудачи Бюль обязан был вернуть всю сумму.

Однако к сложностям ему было не привыкать. Фредрик Бюль, родившийся в Кристиании (ныне – Осло) 25 декабря 1882 года, был восьмым ребенком в небогатой семье и с раннего детства привык рассчитывать только на самого себя. Нисколько не испугавшись жестких условий договора, инженер начал работать над машиной, которая могла бы выполнять задачи по отбору и сортировке карт в ходе одной-единственной операции, а критерии выборки и выбор суммирующих колонок можно было задавать заранее. Говоря современным языком, Бюль задумал создать универсальный программируемый калькулятор.

Инженер занимался своей машиной только в свободное от основной работы время, продолжая трудиться в Storebrand, но уже к 1919 году продвинулся настолько, что смог подготовить описание патента.

Еще через два года напряженной работы Бюль воплотил свои идеи в жизнь. Готовая машина была продемонстрирована дирекции фирмы Storebrand в октябре 1921 года. Успех был настолько ошеломляющим, что аппарат купили сразу же после презентации. Кроме превосходных рабочих характеристик машина Бюля обладала еще одним немаловажным преимуществом: в отличие от действовавших на нервы скрипящих и жужжащих агрегатов Холлерита она была бесшумной.

О пользе рекламы

Несмотря на успех, Бюль прекрасно понимал, что в одиночку многого не добиться. В помощники он решил взять своего друга и одноклассника Рейдара Кнутсена, руководившего посреднической фирмой ОКА, и его младшего брата – инженера Кнута Андреаса Кнутсена. Братья начали сотрудничать с талантливым конструктором и в 1921 году заключили первый контракт. Бюль наконец смог уйти из страховой компании и всецело посвятить себя любимому делу – работе над машинами. Обязанности между партнерами распределились следующим образом: ОКА отвечала за строительство демонстрационного зала для аппаратов и занималась продажей, ремонтом и техническим обслуживанием машин на скандинавском рынке, а изобретатель продолжал конструировать машины и изготавливать их в мастерской.

Уже в те годы западные предприниматели вовсю использовали возможности рекламы и PR для успешной работы, и партнеры решили разместить материалы о своей продукции в специализированной прессе – в норвежской газете «Форсикрингстиденде» и датской «Ашурандерен». Волею случая на статьи обратил внимание некто Хенрик Хартцнер, руководитель статистического отдела копенгагенской страховой компании Hafnia, в которой с 1919 года использовалась система Холлерита. По совету Хартцнера руководство компании решило заказать комбинацию сортировальной машины и табулятора, которая и была изготовлена в 1922 году. Таким образом, Hafnia стала первым клиентом Бюля и полностью перешла на его машины, отказавшись от механизмов Холлерита.

Хартцнер стал не только настоящим энтузиастом нового оборудования, но и весьма толковым советчиком Бюля. Например, он предложил изобретателю переделать комбинированный аппарат в две отдельные машины, работающие параллельно. Так и сделали в 1923 году. Затем Хартцнер неоднократно предлагал все новые варианты по модернизации машин и расширению диапазона их применения. Понимая значимость рынка обработки статистических данных, Бюль решает защитить результаты своей работы и патентует изобретение в пяти странах: в 1921 году – во Франции и Великобритании, в 1922-м – в Германии и Японии, а в 1924-м – в США.

Однако то ли реклама была недостаточно эффективна, то ли время новых счетных машин еще не пришло, но заказов не становилось больше: в 1921 году были изготовлены всего два аппарата, столько же – в 1922-м и 1923-м, четыре – в 1924-м, шесть – в 1925-м. К тому же постоянно возникало множество технических проблем. Младшему Кнутсену приходилось постоянно разъезжать по клиентам, ремонтируя машины. Поломки техники, естественно, не способствовали росту авторитета компании.     

А потом случилась настоящая трагедия: летом 1924 года Бюль внезапно заболел, и ему была сделана операция по удалению раковой опухоли. Изобретатель не сдавался и продолжал совершенствовать свою машину, несмотря на боли. Однако осенью того же года он снова слег. Бюль умер в 1925 году в возрасте 42 лет.

Оправившись от потери друга, братья Кнутсены продолжили работу над машинами. Теперь они уже были полноценными владельцами компании. Кстати, младший Кнутсен оказался незаурядным конструктором: он разработал и запатентовал совершенно оригинальную горизонтальную сортировальную машину, которая была поставлена заказчику в 1929 году.

BULL обошла стороной даже война

С 1926 года дела Кнутсенов пошли в гору. Машины, установленные в страховом обществе Renteanstalt в Швейцарии, работали безотказно, и это вызвало большой интерес продукции Кнутсенов в профессиональных кругах. В 1927 году бельгийский предприниматель Эмиль Женон купил европейские патенты на оборудование, а на следующий год заключил договор со швейцарской фирмой H.W. Egli о выпуске машин Бюля. Производство началось в конце 1929 года. А уже в следующем году в Швейцарии была создана торговая компания Bull A.G., которая занялась дистрибуцией оборудования, производившегося фирмой H.W. Egli.

Вскоре Женону и Эгли стало ясно, что Кнут Андреас Кнутсен добился ощутимых успехов в совершенствовании счетных машин. Почуяв выгоду, Эгли решил купить разработки и предложил Кнутсену должность главного инженера в своей фирме. Тот принял предложение, поставив условие: производство должно размещаться во Франции, где рынок обладал большим потенциалом. В 1931 году было образовано французское акционерное общество, и все работы над машинами стали проводиться в Париже. Кнутсен продолжал работу в качестве главного инженера вплоть до ухода на пенсию в 1958 году.

В 1933 году акционерное общество было реорганизовано, перейдя к новому владельцу и сменив название на Compagnie des Machines Bull. С этого момента Groupe Bull и ведет отсчет своей официальной истории.

В тридцатых годах производственные мощности Bull функционировали уже в трех странах Европы: в Осло, Цюрихе и Париже. Отсюда электромеханические табуляторы поставлялись в крупнейшие фирмы и государственные учреждения. Вскоре компания наладила сотрудничество с американскими Remington Rand и IBM, и с этого момента партнерство с Соединенными Штатами стало постоянным.

Во время войны Bull, как и IBM France, не прекращала работу. Все первые двадцать лет своей истории Bull выпускала электромеханические вычислительные аппараты Gamma, успешно конкурируя с IBM на европейском рынке.

Эра счетных электромеханических устройств закончилась в начале пятидесятых годов, и компания не замедлила отреагировать на новые требования рынка. Первым электронным устройством, изготовленным в Bull, стал электронный калькулятор Gamma 3 (1953), а следом за ним, через три года, появился первый компьютер-мэйнфрейм Gamma 60, который, как считалось тогда, на десятилетие опережал время.

Под протекцией государства

C момента своего основания Compagnie des Machines Bull (СМВ) постоянно расширяет присутствие в Европе и других странах мира. К концу 1963 года компания работала уже в 46 странах и экспортировала 60% своей продукции. К этому времени СМВ занимала второе место в мире и первое место в Европе среди промышленных предприятий в области обработки информации. Чтобы и в дальнейшем сохранить конкурентные преимущества, компания начала поиск партнеров в финансовой, технической и коммерческой сферах. Выбор пал на американские компании, которые занимали прочные позиции в электронной промышленности. Американцев, в свою очередь, не могло не привлекать бурное развитие компьютерного рынка в Европе.

В 60-е и 70-е Bull тесно сотрудничала с General Electric и Honeywell. Однако свертывание самостоятельных разработок и усиление позиций заокеанских компаний не вызвало особенного восторга в правительственных кругах Франции. Поэтому в 1967 году появилась национальная программа Plan Calcul, призванная обеспечить технологическую независимость от американского влияния. Plan Calcul давала преимущества отечественным производителям и исследовательским организациям. Компании, занятые в информационной сфере (в том числе и Bull), оказались тесно связаны с государственной политикой: они пользовались правительственной поддержкой, а их интересы лоббировались на самом высоком уровне. В 1982 году французское государство стало основным акционером компании Bull и оставалось таковым до середины 90-х.

Козырная карта Югона

На протяжении всей своей истории Bull была инновационной компанией. Яркий пример революционного продукта, разработанного компанией, – пластиковая карта с микропроцессором, или смарт-карта, как ее называют сейчас. В 1977 году инженер компании Мишель Югон воплотил в жизнь оригинальную идею французского изобретателя-самоучки Ролана Морено, разработав и запатентовав первую в мире электронную карту памяти, работавшую как миниатюрный компьютер. За прошедшие с того времени четверть века Мишель Югон и его команда зарегистрировали более 500 патентов. Внедрение смарт-карт в банковскую сферу позволило сократить уровень мошенничества с пластиковыми картами до ничтожных 0,02%.

Сегодня Bull – международная корпорация, представленная более чем в 100 странах, с персоналом в 21 тыс. человек и доходами более $4 млрд в год. Скандинавский изобретатель, наверное, и представить себе не мог, во что превратится его детище. А в Норвегии вклад Бюля в развитие информационных технологий ценят по сей день. Великому инженеру посвящена отдельная экспозиция в Норвежском техническом музее, его именем названа одна из норвежских премий за достижения в области техники.