Top.Mail.Ru
архив

Партия «под ключ»

06.02.200600:00

Реальные политические процессы для большей части населения непонятны и  неинтересны. Избиратели предпочитают зрелищное шоу, которое для них устраивают мелкие партии радикально-популистского толка. В период выборов последние получают шанс продать свой бренд серьезным политическим игрокам.

 

Под лозунгами борьбы за права простого народа приходили к власти самые разные политические деятели. Спекулировать популистскими идеями не брезговали ни Махатма Ганди, ни Маргарет Тэтчер, ни Сильвио Берлускони. Но превращение маргинальных партий в группы влияния, как правило, происходит лишь в периоды кризисов и революций – в стабильных политических системах они выполняют функцию массовиков-затейников, которые зазывают избирателей к урнам для голосования.

Механизм торговли голосами возник почти одновременно с понятием «популизм» – в конце XIX века в Североамериканских Соединенных Штатах. Экономическая политика американских властей того времени серьезно ударила по интересам сельских хозяйств и спровоцировала в 1867 году повсеместные массовые выступления фермеров. В результате на свет появилась Лига грейнджеров (от англ. Grange – ферма) – первая организация, которая зарабатывала политический и финансовый капитал, торгуя популистской идеологией. Грейнджеры ставили перед собой цель «добиться справедливой доли доходов при реализации сельскохозяйственной продукции», а также использовали радикальные методы политической борьбы, которые нравились простым американским фермерам из глубинки. Очередной экономический кризис, разорив в 1873 году тысячи сельхозпроизводителей, пополнил ряды Лиги новыми активистами и превратил ее в массовое политическое движение с претензиями на власть.

 

Политический паноптикум

 

К 1874 году Лига грейнджеров насчитывала 1,5 млн человек и 21 967 местных ячеек, которые охватывали в основном западные и южные штаты. Их выступления вынудили власти Иллинойса, Висконсина, Миннесоты, Вирджинии и Калифорнии принять так называемые грейнджерские законы. Они серьезно ограничили свободу деятельности железнодорожных компаний, которая противоречила интересам фермеров. В частности, транспортникам было запрещено устанавливать сезонные наценки к тарифам на перевозку сельхозпродукции.

Впрочем, эти ограничения не дали того эффекта, на который рассчитывали американские фермеры. Они не стали жить намного богаче и не получили в руки реальных рычагов власти. Поэтому уже в 1875 году начался массовый исход разочарованных фермеров из Лиги грейнджеров. Они уходили в новое популистское движение – гринбекеров, которое, используя недовольство населения валютной политикой Вашингтона, приобретало все большее влияние.

В период гражданской войны американское правительство выпустило в оборот новые бумажные деньги – «гринбеки» – на сумму $450 млн. Эти бумаги были обеспечены лишь обещанием лидеров Севера оплатить казначейству их стоимость после победы. «Гринбеки» ходили наравне с другими деньгами, но сразу по окончанию войны обесценились. Банкиры и промышленники потребовали изъятия «гринбеков» из обращения и возобновления платежей в звонкой монете. Власти в рамках поддержки индустриального развития Соединенных Штатов пошли им навстречу и начали отзывать бумажные деньги из оборота.

В провинции это привело к кризису неплатежей, многие фермеры-должники разорились. В ноябре 1872 года в Индианаполисе была созвана первая конференция партии гринбекеров, участники которой потребовали от правительства признания бумажных денег единственным платежным средством. Следующий съезд, который был приурочен к президентской кампании 1876 года, выдвинул требование к правительству отказаться также от продажи золота на иностранных рынках.

Именно эти идеи и стали фундаментом для строительства новой политической партии. Настроения разорившихся фермеров и рабочих уловили общественные деятели, которые учредили 19 мая 1891 года Народную (Популистскую) партию. Она объединила недовольных фермеров и рабочих в их борьбе против господства монополистического капитала, а затем реализовала их голоса большому политическому игроку – Демократической партии США.

 

Фермеру – фермерово

 

Первым человеком, сумевшим сделать блестящую карьеру за счет поддержки грейнджеров и гринбекеров стал Джеймс Бэрд Уивер. Фермер из Айовы, один из лидеров гринбекерского движения, он был избран в сорок шестой состав конгресса США. В 1880 году Национальная гринбекерская партия выдвинула кандидатуру Уивера на пост президента Соединенных Штатов, однако он проиграл, набрав лишь 308 578 голосов. Для сравнения: кандидат от республиканцев Джеймс Гарфилд получил 4 454 416, а кандидат демократов Винфилд Ханкок – 4 444 952 голоса.

Основным электоратом Уивера были жители штатов, в которых сильным влиянием пользовался Фермерский союз, созданный при его непосредственном участии. После того как бывшие грейнджеры влились в ряды Популистской партии, Уивер попытался взять реванш, вновь выставив свою кандидатуру на президентских выборах 1892 года. Вторая попытка тоже не закончилась успехом, но оказалась все же более результативной – более миллиона голосов и безоговорочная победа в четырех штатах – Колорадо, Канзасе, Айове и Неваде.

Через четыре года Уивер провел встречу с влиятельным финансистом и боссом Демократической партии Уильямом Дженнингсом Брайаном, который выдвигался кандидатом на очередных президентских выборах. Их разговор, хотя и носил конфиденциальный характер, тайной ни для кого не остался. Брайан пообещал Уиверу, которому давно надоел статус политического маргинала, пост госсекретаря. Взамен он попросил обеспечить поддержку его кандидатуры в южных районах страны. Для этого Уиверу достаточно было сделать следующее заявление: «Как представитель Фермерского союза, заботящийся о счастье простых людей, я надеюсь на победу кандидата от объединившихся демократов и популистов».

Несмотря на высокий авторитет Уивера в фермерской среде, сельские избиратели не захотели голосовать за дельца, рвущегося в Белый дом. Провал Брайана поставил крест и на политической карьере фермера из Айовы. Тот после выборов на некоторое время лег на дно, и вновь объявился лишь в 1901 году. Он был единодушно избран жителями небольшого городка Колфакс на пост мэра.

 

Герои своего времени

 

Сам Уильям Дженнингс Брайан был довольно одиозной личностью.  Именно он «купил» демократам победу на выборах в конгресс, обеспечив их объединение с партией популистов. Несмотря на это, свой первый значительный государственный пост Брайан занял лишь в 1912 году. Тогда он поддержал на президентских выборах кандидатуру Вудро Вильсона, и, обеспечив ему поддержку фермеров Юга, заслужил пост госсекретаря США.

Однако самым известным популистским лидером того времени был Томас Эдвард Уотсон – юрист, конгрессмен от штата Джорджия. Выросший в семье фермера Уотсон сразу завоевал симпатии обездоленных американских крестьян. Его ораторский талант позволил ему занять позицию лидера Фермерского союза, а затем и Народной (Популистской) партии. Он был голосом «старого Юга» и выразителем настроений беднейших слоев фермеров. Не любили Уотсона, пожалуй, только газетчики. Например, газета NewYorkTimes в июле 1896 года описывала его как «изворотливого, ворчливого, не брезгующего крепкими словечками и равнодушного к чужим любезностям человека».

В ранние годы своей общественно-политической жизни Уотсон считался либералом. Выдвинутый Популистской партией в качестве кандидата на пост вице-президента, он достиг национального признания как сторонник социального равноправия. Но попытка пробраться в Белый дом закончилась провалом. Ему пришлось удовлетвориться местом в конгрессе.

Несмотря на многообещающее начало политической карьеры, Уотсон так и не добился значительных успехов. Его влияние было ограничено лишь южными штатами. Губернаторы в его родной Джорджии назначались с его личного одобрения. Без поддержки Тома Уотсона ни один из кандидатов в органы власти южных штатов не мог претендовать на победу.

 

Старые сказки на новый лад

 

К новому всплеску популизма привел мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов. Социальные реформы «нового курса» президента Рузвельта строились на основе старого популистского принципа «отнять и поделить». Популистское движение США дало основной толчок для формирования схожих идей в странах Латинской Америки, а агрессивная экспансия США на юг стала главным толчком для развития национально-освободительного популизма. Первой партией такого рода стала Перуанская апристская партия, основанная в 1924 году. Ее первая официальная программа была принята лишь в 1931 году и требовала установления демократии, а также предоставления полного равноправия женщинам, развития коопераций и создания государственной финансовой корпорации.

К 30-м годам прошлого века популистские партии успешно развивались почти во всех латиноамериканских странах. В 1930 году к власти в Бразилии пришел Жозе Варгас, опиравшийся на Популистский либеральный альянс. На посту президента Варгасу удалось продержаться до 1945 года. Популистскую политику проводило и правительство Мексики под предводительством Ласаро Карденаса в 1934 – 1940 годах. В Аргентине популизм стал трамплином для прихода к власти полковника Хуана Доминго Перона –  представителя неформального объединения военных ГОУ.

Нетрудно заметить, что популистские движения активизируются в переломные этапы развития государств. Их лидеры выходят на политическую сцену в те моменты, когда необходимо в кратчайшие сроки сломать старые устои и сформировать новые. Они умеют быстро завоевывать расположение масс, всегда недовольных тем, как распределена собственность в стране.

Любое популистское движение нуждается в харизматичном лидере, близком по своему мировосприятию к народу. Этот человек должен стремиться к вершине «пищевой цепочки», но при этом не чураться собственного прошлого. Как показывает мировая практика, популизм, являясь сопутствующим элементом демократии, чаще всего приводит к власти политических лидеров, которые впоследствии исповедуют авторитарные или тоталитарные принципы.

Наиболее показательна в этом плане история современной Италии. Там в 1994 году победу на парламентских выборах одержало откровенно популистское движение «Вперед, Италия!» Его лидер Сильвио Берлускони, по его собственным словам, за полгода до победы и не помышлял о политике. Однако, воспользовавшись излюбленными лозунгами популистов и мощной спонсорской поддержкой, Берлускони уже через несколько месяцев превратился в защитника бедных и обездоленных, а еще через полгода начал метить в премьерское кресло, в котором и остается по сей день.

Современная политическая ситуация вынуждает играть в популизм даже самые серьезные политические силы. Администрации президента России приходится ставить спектакль под названием «Наши». Главная цель этого молодежного общественного движения – обуздать антипутинские настроения и социализировать молодежь, которая наиболее подвержена влиянию леворадикальной оппозиции. Ведь как показывает опыт соседних «братских республик», именно молодежные движения стоят в авангарде «цветных» революций, плодами которых пользуются конкурирующие кланы. Молодые активные пропагандисты популистских идей могут оказаться самым разрушительным орудием накануне выборов.

Еще по теме