Партизанская торговая война


Выход со станции метро "Академика Барабашова" (Харьков, Украина), полдень, жара выше 35 градусов. Люди толпой движутся к входу на самый знаменитый в стране и самый большой в Восточной Европе (занимает 75 га) рынок "Барабашово", в народе "Барабан". Это не просто рынок, а целый город из 18 000 павильонов, где можно купить буквально все - от покрышек для автомобиля до свадебного платья. Рынок хорошо известен не только в Незалежной, но и в России, Белоруссии, Казахстане, куда везут продукцию "цеховиков", штампующих копии известных европейских брендов. За примером далеко ходить не нужно. На самом известном оптово-розничном столичном рынке "Садовод" ежеминутно через громкоговорители рекламируют товары с "Барабашова". Учитывая высокий спрос со стороны россиян, на "Барабане" даже выделили два дня, когда рынок работает ночью и в Харьков съезжаются оптовики из РФ. Однако с началом боевых действий на востоке Украины дела у продавцов на "Барабане" явно идут очень плохо. "Да, народа нет, из России практически никто не приезжает", - жалуется один торговец. И тут же выдает: "Сами виноваты, оккупировали Крым, теперь их через границу не пускают". Поразительная логика в стиле современной украинской пропаганды: дескать, Россия сама сделала себе хуже и теперь украинского сала и вышиванок ей не видать. При этом никто на Украине не обращает внимания на тот факт, что отсутствие российских покупателей бьет в первую очередь по самим продавцам и тем, кто производит продукцию.

Официальные украинские власти не слишком далеко ушли в своих логических построениях от того же торговца на рынке. В начале июня Киев заявил о том, что приостанавливает поставки в РФ военной техники и комплектующих для российских оборонных предприятий. Замминистра обороны РФ Юрий Борисов констатирует, что на таможне скопились грузы, за которые внесен аванс (до 80%). Речь в первую очередь идет об авиадвигателях, закупаемых нашими компаниями на Украине. И абсолютно неважно, что над Славянском или Краматорском не видели ни одного вертолета российских ВВС. Киев принял превентивное решение: не продавать. То же самое с поставками топлива уже для украинских атомных станций. Решили, что будут закупать американское топливо, несмотря на то, что оно дороже и не подходит для использования в реакторах советского образца. Реакция на подобные действия со стороны Киева не заставила себя долго ждать. Российские компании, покупающие оборудование и комплектующие на Украине, начали срочно переориентироваться на других поставщиков либо создавать собственные производства.


Под напряжением

"Я слышал, что в "Трансмашхолдинге" уже месяца три действует негласный мораторий на закупку украинского оборудования", - рассказал на условиях анонимности топ-менеджер крупного российского промышленного предприятия. "Компания закупает на Украине комплектующие для производства подвижного состава ежегодно на сумму порядка 4-5 млрд руб. Теперь мы прорабатываем варианты размещения заказов в России", - косвенно подтвердил эту информацию официальный представитель ЗАО "Трансмашхолдинг" Артем Леденев. Он отказался уточнять, на каких именно украинских предприятиях велась закупка оборудования и на кого компания теперь пытается переориентироваться в России. Однако источник "Ко" отметил, что один из возможных поставщиков Трансмашхолдинга - это ПАО "Укрэлектроаппарат" (Хмельницкий), делающее трансформаторы для локомотивов. Один такой трансформатор может стоить до $100 000 и весить несколько тонн. "Скорее всего, других покупателей украинскому предприятию найти будет сложно, в Россию оно поставляет более 30% своей продукции. А значит, завод ждут серьезные сокращения и оптимизация затрат", - поясняет источник.

Второе предприятие - это харьковский "Электротяжмаш", выпускающий силовые агрегаты для локомотивов, контакторы, переключатели и другую электрику. Предприятие, помимо РФ, поставляет продукцию в Казахстан, Узбекистан, даже на Кубу, но основной покупатель - все же Россия. "Компания тоже может найти новые рынки сбыта, но опять же с большим трудом, пройдя через череду оптимизаций и сокращений", - рассуждает источник "Ко". Он вообще считает, что производители несколько лукавят относительно объемов закупок: помимо "Трансмашхолдинга", промышленное оборудование и комплектующие на Украине закупает также компания "Синара" (Екатеринбург). Однако там эту информацию "Ко" комментировать не стали. Общий объем закупок только этих двух предприятий может превышать 10 млрд руб. в год. По информации собеседника "Ко", уже остановлено ПАО "ЗТР" (ранее - Запорожский трансформаторный завод), входящее в десятку крупнейших мировых производителей трансформаторного оборудования. "Все ушли в отпуск на месяц. Покупателями продукции этого предприятия являются "Русгидро", ФСК, "Росатом" и более мелкие российские компании", - говорит источник.

Существуют и более крупные поставщики в Россию. Например, компания "Мотор Сич" (Запорожье) производит вертолетные двигатели. По информации "Ко", только в начале текущего года предзаказ по этой продукции в РФ составлял $1,5 млрд. "Мотор Сич" - один из крупнейших глобальных производителей двигателей для авиационной техники, а также для промышленных газотурбинных установок. Он поставляет продукцию в 106 государств мира, около 30% поставок приходится на нашу страну. "Экономика вопроса очень проста: МГВт мощности промышленной турбины стоит примерно $1 млн, а запорожский завод не производит турбины мощностью менее 3,5 МГВт. Можете себе представить, какие суммы проходят по контрактам?" - говорит источник "Ко". По неподтвержденной информации, собственник "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев недавно приезжал в Москву и якобы пытался договориться о продаже данного предприятия. О том, какие были достигнуты договоренности, пока ничего неизвестно. "Мотор Сич" - одно из немногих украинских предприятий, от поставок продукции с которого Россия пока отказаться не может. Дело в том, что вертолетчики и энергетики приобретают его двигатели и турбины уже много десятков лет, и переориентировать производство, локализовав его на территории РФ, пока не представляется возможным. Хотя есть несколько предприятий в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, но они совокупно производят в год несколько десятков турбин, не всегда соответствующих требованиям покупателей. Из-за этого с запорожским предприятием пока приходится договариваться. Но если поставки запретят из Киева, то встанет не только завод на Украине, но и ряд российских предприятий, в том числе в энергетике.


Через посредников

"Газпром" не импортирует из Украины основные виды оборудования - трубы, трубопроводную арматуру, газоперекачивающие агрегаты и двигатели к ним", - заявили "Ко" в управлении информации ОАО "Газпром". О том, заключаются ли контракты на поставку "не основного" оборудования, в компании говорить не стали. "В нашей компании ничего не поменялось в отношении Украины, мы работаем в обычном режиме. Наш дилер по строительной технике в настоящий момент регистрирует российское юридическое лицо на полуострове Крым, и с уже существующей инфраструктурой, наличием сервисных автомобилей, склада запасных частей и обученным техническим персоналом наши заказчики не должны испытывать трудностей с приобретением и обслуживанием техники, - отметил заместитель генерального директора компании JCB Russia Андрей Соловьев. - Кроме того, мы уже активно получаем запросы на ее поставку в Симферополь и другие города этого региона, так как в ближайшее время ожидаются значительные инвестиции со стороны правительства РФ по развитию инфраструктуры данного федерального округа".

Плотно продолжают работать с украинскими производителями и коммерческие структуры, ориентированные на поставку металлопроката. "Брок-инвест-сервис" закупает черный металлопрокат у украинских производителей, наши деловые связи носят длительный характер и главным образом сконцентрированы в области сортового и фасонного проката, менее - в плоском стальном прокате... В среднем закупка в месяц варьируется в диапазоне 700-3000 тонн; в сезонные месяцы (апрель-сентябрь) - больше, в несезонные - меньше. В рублях это порядка 15-75 млн в месяц", - сказал генеральный директор ЗАО "ТФД "Брок-инвест-сервис и К" Владислав Арсенюк. Поставки осуществляются чаще всего российскими поставщиками (торговыми фирмами), имеющими производственные мощности на Украине ("Метинвест Евразия" - с комбинатов "Азовсталь", Енакиевский МЗ; ТК "Евразхолдинг" - с ДМЗ им. Г.И. Петровского, Русская горно-металлургическая компания - с Алчевского МК, ДМК им. Ф.Э. Дзержинского). Выделяется на этом фоне "Арселормиттал Кривой Рог" - структура, находящаяся на Украине и осуществляющая поставки напрямую с Украины. Но этот производитель также имеет торговую компанию в РФ с возможностью организации поставок без прямого контракта. При этом источники "Ко" на данном рынке указывают, что наши компании стараются не работать напрямую с украинскими поставщиками, а только с их представительствами в РФ и посредниками, способными гарантировать возврат средств в случае неисполнения заказа. "Напрямую деньги на Украину никто не отправляет, это слишком рискованно, лучше переплатить посреднику", - подчеркивает источник. "По состоянию на сегодняшний день, украинские производители не нарушают достигнутых договоренностей и договорных отношений и полностью отвечают за взятые на себя обязательства по поставкам. Некоторое увеличение сроков поставок от одного из производителей обусловлено объективными причинами - аварией на производстве", - поясняет Владислав Арсенюк. Однако он считает, что в условиях напряженных отношений с Украиной замещение украинского металлопроката возможно уже в ближайшую зиму, что связано с запуском и набором мощности целым рядом новых российских производителей стального проката (НЛМК-Калуга, "Северсталь - Сортовой завод Балаково", Тюменский МЗ и др.). Это приведет к сокращению производства, а возможно, и к остановке целого ряда украинских предприятий.


Бизнес побежал

По самым пессимистическим прогнозам опрошенных "Ко" аналитиков и представителей бизнеса, в результате действий украинских властей в части запрета на экспорт ряда наименований продукции в РФ и закупок из РФ российские компании в достаточно короткие сроки смогут переориентировать закупки на более надежных поставщиков, отказавшись от украинских партнеров. "Это явно на руку таким крупным конкурентам украинских поставщиков, как те же Siemens и Hyundai. Они могут предложить пусть и более дорогие, но более надежные контракты", - поясняет топ-менеджер крупного российского промышленного предприятия. Что касается Украины, то там под угрозой остановки окажутся до трехсот заводов, по большей части ориентированных на экспорт в нашу страну. Речь, в частности, может идти о том же харьковском "Турбоатоме", в приватизации которого хотели поучаствовать многие российские инвесторы, в том числе госкорпорация "Росатом".

По различным оценкам, на РФ приходится свыше четверти украинского экспорта, и если отечественные предприятия готовы будут отказаться от закупок у соседей, это может привести к финансовому краху всей промышленности Украины. От этого не выиграет не только Украина, но и Россия. Наладить производство тех же вертолетных двигателей крайне сложно, несмотря на все громкие заявления наших чиновников. Выкупать предприятия в стране, фактически находящейся в состоянии гражданской войны, также не имеет никакого смысла. Сложилась патовая ситуация, в результате которой в выигрыше могут оказаться корейские, европейские и китайские поставщики - они заменят производителей из Украины. Уже сейчас прогнозируется спад промышленного производства на Украине на 5-7%. Но он может оказаться гораздо глубже и превратить страну в аграрную державу. Хотя сами украинцы, похоже, не против, ведь называли же они свою республику "житницей СССР" еще четверть века назад. Те, кто не согласен с политикой Киева, "голосуют" либо с оружием в руках, как на востоке Украины, либо "ногами", перебираясь на постоянное место жительства в Россию. И в последнем случае речь идет вовсе не о беженцах из Славянска или Донецка, а о представителях среднего класса и тех, кто занимался на Украине бизнесом. Опрошенные "Ко" агентства недвижимости свидетельствуют о росте спроса на квартиры в Москве и Подмосковье со стороны украинских граждан.