Top.Mail.Ru
архив

Пат длиною в год

Противостояние между топ-менеджерами разного ранга – один из самых распространенных корпоративных конфликтов. Заканчивается оно, как правило, уходом одной из конфликтующих сторон. Акционеры «Аэрофлота» попытались разрешить конфликт между гендиректором компании и его заместителем оригинальным способом: замдиректора стал президентом «Аэрофлота».

 

Разногласия между генеральным директором «Аэрофлота» Валерием Окуловым и его первым заместителем по финансовой и коммерческой деятельности Александром Зурабовым начались в прошлом году. Неофициально сотрудники «Аэрофлота» называли причиной конфликта различия во взглядах на развитие бизнеса: якобы Зурабов предлагал сделать компанию более прозрачной, а Окулова устраивала уже сложившаяся система работы. Вокруг каждого из них сформировался круг сторонников из числа менеджеров «Аэрофлота».

Сначала ситуация складывалась типично для конфликта «начальник – подчиненный»: пользуясь своим положением, Валерий Окулов стал выдавливать из компании Зурабова и его единомышленников, отстраняя их от рычагов управления. Например, как рассказал «Ко» один из сотрудников «Аэрофлота», в конце прошлого года правом подписи финансовых документов обладали сам Окулов, его заместитель Владимир Антонов, Александр Зурабов и заместитель по финансам и планированию Николай Кузнецов. Но с начала 2003 года право подписи осталось только у Окулова и Антонова, а Зурабову и его единомышленнику Кузнецову просто не продлили доверенность. Затем право подписи восстановили только Зурабову. А Николай Кузнецов в марте этого года уволился из «Аэрофлота» и перешел в компанию «Силовые машины».

 

120% оклада

Неожиданно в конфликт между Окуловым и Зурабовым вмешался главный акционер «Аэрофлота» – государство, владеющее контрольным пакетом его акций. До этого государство участвовало в работе компании в основном через совет директоров, так что руководство «Аэрофлота» пользовалось большой свободой действий. Но противостояние менеджеров побудило правительство усилить контроль над деятельностью крупнейшего национального авиаперевозчика.

«Как акционер государство заинтересовано, чтобы у «Аэрофлота» появилась ясная и четкая стратегия, – говорит пресс-секретарь председателя правительства Татьяна Разбаш. – Александр Зурабов является профессионалом в корпоративных финансах и управлении и хорошо подходит для решения этой задачи».

Способ продвижения Зурабова был найден необычный. Сначала, в январе этого года, премьер-министр Михаил Касьянов назначил его своим советником по авиации на общественных началах. Примечательно, что ранее такой должности в правительстве не существовало. Это позволило выдвинуть Александра Зурабова кандидатом в совет директоров «Аэрофлота» от государства. Членом совета он был избран на годовом собрании акционеров 26 апреля, а уже 23 мая стал его председателем. Здесь и начинается самое интересное. По уставу «Аэрофлота», если председатель совета нигде больше не работает на постоянной основе, он становится президентом компании. В уставе эта должность так и называется: «освобожденный председатель совета директоров – президент». А его полномочия и обязанности, по словам советника президента «Аэрофлота» Ларисы Солодухиной, совпадают с функциями председателя совета. При этом согласно уставу президенту назначается оклад в размере 120% от должностного оклада генерального директора.

Официально Александр Зурабов был утвержден в новой, президентской должности в августе этого года.

 

Атипичное решение

Сложившаяся в «Аэрофлоте» ситуация совершенно нетипична для практики корпоративного управления. Можно ли такой способ разрешения конфликта между топ-менеджерами считать показательным?

«Подобные рокировки непопулярны главным образом из-за того, что они задевают самолюбие другого начальника, а это почти всегда продолжение конфликта, – говорит Андрей Давидович, гендиректор консалтингового агентства «Маркет». – На мой взгляд, в чистом виде повторять решение акционеров «Аэрофлота» можно, только чтобы вынудить генерального директора уволиться «по собственному желанию». С Давидовичем согласна генеральный директор компании «Аксима-консалт» Елена Скриптунова: она считает, что в подобной ситуации руководители не смогут долго сосуществовать в одной компании.

Опрошенные «Ко» эксперты сошлись во мнении, что цели произошедшей рокировки нужно искать скорее в сфере политики, чем менеджмента. «В «Аэрофлоте» решались не задачи управления компанией, а задачи контроля над ее руководством, – полагает гендиректор консультационной компании «ММ-класс» Марина Мелия. – Поэтому я думаю, что решение о назначении Зурабова было чисто политическим, и, кроме узкого круга людей, никто не знает его подоплеку».

Научный сотрудник Института психологии Российской академии наук Андрей Васин также считает назначение Зурабова президентом «Аэрофлота» рискованным решением. «Оставлять на своем посту генерального директора с мощными рычагами влияния, а его оппонента возвышать еще больше – значит провоцировать обострение конфронтации, – говорит он. – Однако возможно, что принимавшим это решение людям хорошо известны внутренние мотивы Зурабова и Окулова. Тогда сферы ответственности руководителей могут быть хорошо сконфигурированы и совсем не пересекаться. Но это не столько знание принципов управления бизнесом, сколько знание конкретных людей».

 

Патовая ситуация

Перемены в «Аэрофлоте» на первый взгляд приглушили конфликт между двумя амбициозными топ-менеджерами.

По словам Ларисы Солодухиной, советника Александра Зурабова, президент «Аэрофлота» принципиально не занимается борьбой за власть, «потому что победителю обычно достаются обломки». В хорошо управляемой компании, говорит она, полномочия разных ветвей власти не пересекаются, и Александр Зурабов сейчас занимается работой комитетов при совете директоров компании, не задевая сферу ответственности Валерия Окулова.

По мнению Андрея Васина из Института психологии, после кадровых перестановок на «разметку углов» заново достаточно трех-четырех недель, но изменение ситуации может быть почти незаметно: просто опытные руководители, к числу которых можно отнести Зурабова и Окулова, умеют «сохранить лицо». Он предполагает, что Александр Зурабов, скорее всего, получил карт-бланш на реформирование «Аэрофлота», а уже по результатам его работы акционеры будут решать, кто из двух руководителей станет управлять компанией дальше.

«Ситуация патовая, но, как и в шахматах, находиться в ней можно практически бесконечно, – заявил «Ко» близкий к руководству «Аэрофлота» информированный источник. – В любом случае, чтобы проявились изменения в стратегии, должен пройти как минимум год». Однако другой знакомый с ситуацией эксперт считает, что Зурабов и Окулов вдвоем работать не будут и что ситуация разрешится так или иначе. Максимальный срок их совместной работы, по его мнению, не больше года».

В этом свете весьма симптоматичным оказалось требование частного акционера авиакомпании – Национального резервного бака – о созыве внеочередного акционерного собрания. Основной вопрос – изменение в составе совета директоров.

Еще по теме