Патриотичное потребление
Согласно результатам опроса, проведенного Superjob*, согражданам небезразлично, где произведены продукты, которые они покупают: изучают информацию о стране-производителе большинство (68%) представителей экономически активного населения страны.
Женщины в данном вопросе чуть более внимательны, чем мужчины (71% против 65%). Реже всех страной происхождения продуктов интересуется молодежь (50%), чаще всех – старшее поколение (80% среди граждан старше 45 лет).
Обращаете ли вы внимание на страну производства продуктов питания? (%)
|
Всего |
|
|
муж. |
жен. |
||
Да |
68 |
65 |
71 |
Нет |
22 |
24 |
20 |
Затрудняюсь |
10 |
11 |
9 |
Жители России выбирают отечественных производителей практически по всем категориям продуктов, кроме алкоголя: ценителей импортного спиртного чуть больше предпочитающих отечественный алкоголь (51% против 49%). Хлебобулочные изделия и яйца российского производства выбирают 99%, мясо – 97%, молочную продукцию – 96%. Отдают предпочтение отечественной бакалее 91% респондентов, кондитерским изделиям – 88%, рыбе и морепродуктам – 87%, овощам и фруктам – 86%. Среди безалкогольных напитков российские для сограждан также предпочтительнее (85%).
Вы предпочитаете продукты российского или зарубежного производства?* (%)
|
Российского производства
|
Зарубежного производства
|
Мясо и мясные полуфабрикаты, мясная |
97 |
3 |
Молоко и молочные продукты |
96 |
4 |
Рыба и морепродукты |
87 |
13 |
Овощи и фрукты |
86 |
14 |
Хлебобулочная продукция |
99 |
1 |
Безалкогольные напитки |
85 |
15 |
Кондитерские изделия (печенье, шоколад и т.п.) |
88 |
12 |
Бакалея (крупы, сахар, макаронные изделия) |
91 |
9 |
Алкогольные напитки |
49 |
51 |
Яйца |
99 |
1 |
* Без учета респондентов, не обращающих внимания на страну производства и не покупающих данные продукты.
Из различных форматов торговых точек самым распространенным сегодня являются супермаркеты самообслуживания. Цены на российские продукты в супермаркетах чаще всего назывались приемлемыми (43%). В стационарных продуктовых магазинах цены считают высокими 55%, в продуктовых палатках – 52%, в торговых центрах – 59%.
Сельскохозяйственные рынки около дома или работы имеют по 19% респондентов. Покупки на них совершают 38% опрошенных. Цены на рынках россияне чаще называют умеренными, чем высокими (40% и 36% соответственно), а 24% считают их доступными.
Ярмарки выходного дня проводятся рядом с домом у 15% респондентов, рядом с работой – у 16%. На ярмарках отечественные продукты закупает каждый четвертый респондент. Приемлемым уровень цен на ярмарках назвал 41% опрошенных, доступным – 26%.
Женщины чаще мужчин предпочитают закупки в супермаркетах самообслуживания (62% и 55% соответственно). Молодежь чаще представителей других возрастных групп совершает покупки на бегу – в продуктовых палатках и киосках (23%). Зато все остальные форматы торговых точек чаще всего выбирает старшее поколение: среди 45-летних больше всего посетителей супермаркетов (64%), сельхозрынков (42%), продуктовых магазинов и торговых центров (по 40%), ярмарок выходного дня (28%) и автолавок (10%).
— По материалам Superjob
* Опрос проведен во всех округах России в декабре 2015 г. Выборка: 5000 респондентов от 18 лет.