Пациент скорее жив
Российский рынок лекарств находится на подъеме. Отечественные компании в этой игре пока на вторых ролях.
В первом полугодии 2006 года отечественные фармацевтические предприятия суммарно выпустили продукции более чем на $1 млрд. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее российские компании по-прежнему продолжают «сдавать» рынок иностранным конкурентам. Рост поставок по импорту в 2006 году существенно (54%) опережает показатель по российскому производству. Однако некоторые позитивные сдвиги все-таки есть.
Слияния и поглощения
Последние два года стали знаковыми для российских фармпроизводителей. Было создано несколько крупных производственных фармацевтических холдингов – «Биннофарм», «Фарм-центр», «Макиз-Фарма». На российский рынок пришла целая армада профильных западных инвесторов – Solvay, Servier, Hemopharm и др. В первой половине текущего года и государство проявило инициативу: были созданы научно-производственные фармацевтические холдинги, включающие в себя несколько производственных предприятий и НИИ. Это важный шаг в создании отечественной научно-производственной базы для разработки инновационных формул, создания собственных высококонкурентных препаратов с уникальными свойствами, которые будут востребованы на мировом рынке лекарств. Именно к таким лекарственным средствам склоняются в последнее время потребительские предпочтения. Разумеется, разработка и вывод на рынок инновационного лекарственного препарата – задача не простая и требует значительных финансовых затрат с привлечением сторонних инвестиций и профессиональных управленцев.
И все же российская продукция постепенно вытесняется с рынка, отчасти из-за неудовлетворительного качества (пока лишь немногие российские предприятия провели сертификацию соответствия производственных процессов стандартам GMP*), отчасти из-за традиционного ассортимента, у которого имеются десятки и сотни конкурентов. Для многочисленных российских предприятий, выпускающих препараты-аналоги (дженерики), «замаячила» ещё одна реальная угроза – выпуск собственных удешевленных дженериковых версий производителями оригинальных препаратов. Пока существует лишь ряд прецедентов (фармацевтический гигант «Пфайзер» намеревается выпускать дешевый аналог собственной разработки – «Золофт»; похожие действия предпринял «Мерк», значительно снизив цену на статин «Зокор»). Однако тенденция может принять массовый характер. В случае если это произойдет, ряд российских компаний просто не смогут конкурировать со своими иностранными коллегами. Разработчик инновационного препарата сам выйдет на рынок дженериков с более низкой ценой, однако с таким уровнем качества, до которого нам еще расти и расти. Вариантов выхода из подобной ситуации не так много: в привилегированном положении окажутся российские компании, имеющие в ассортиментном портфеле оригинальные разработки. Тем же, у кого их нет, следует подумать о заключении долгосрочных партнерских соглашений с иностранными производителями на фасовку лекарственных средств или активнее работать в направлении стран ближнего зарубежья.
Впрочем, в случае введения ряда законодательных ограничений, которые находятся в стадии разработки (например, изменения порядка импорта лекарственных средств в Россию), работа иностранных компаний в России также существенно усложнится. В первую очередь, это касается поставок препаратов в рамках национального проекта «Здоровье». Иностранных производителей, заинтересованных в российском фармацевтическом рынке, это толкает на принятие активных мер: одни открыли или планируют открыть собственные предприятия («Гедеон-Рихтер», КРКА, «Хемофарм», «Сервье»), другие приобретают перспективные российские компании («Штада» купила нижегородский «Нижфарм», индийская «Ранбакси» – подмосковный «Акрихин»). Похоже, что этот процесс продолжится. В числе наиболее «аппетитных», с точки зрения приобретения, объектов можно назвать «Отечественные лекарства», «Фармстандарт», «Фарм-Центр», «Верофарм», «Макиз-Фарма» и др.
Таким образом, несмотря на снижение рыночной доли, у российских компаний есть масса шансов серьёзно укрепить свои позиции на рынке. Необходимо трезво оценивать свои возможности, а также подготовиться к законодательным инициативам со стороны государства.
Аптеки плетут сети
Второй квартал текущего года ознаменовался особенно активным развитием розницы фармацевтического рынка. Сразу несколько крупных сетевых компаний объявили о планах масштабного развития на ближайшие годы. Это касается не только расширения территориального присутствия, но и качественных изменений в деятельности компаний.
Две крупнейшие по обороту российские аптечные сети – «36,6» и «Ригла» (совместный оборот – около $550 млн) – намерены за два года серьёзно увеличить количественный состав, примерно до 1000 аптек каждая, а это уже вполне сопоставимо с крупными европейскими ритейлерами. Стараются не отставать от них в плане развития и сети меньшего размера. Очевидно, что эти действия своевременны, ведь европейские игроки всерьёз рассматривают перспективы выхода на российский розничный рынок. В самом ближайшем будущем на российском рынке появятся уже все три крупнейшие европейские дистрибуторские компании (сейчас мультинациональной AllianceBoots принадлежит компания «Аптека-Холдинг»; Phoenix владеет крупным пакетом акций компании «Роста», а немецкая CelesioAG претендует на покупку крупной аптечной сети «О3»). Посмотрим, удастся ли российским аптечным сетям принять вызов западников? Для этого у них имеется достаточно возможностей.
*GMP (GoodManufacturePractice) – т.н. надлежащая производственная практика. Критерии производства современных, качественных лекарственных препаратов, которыми руководствуется мировое сообщество производителей лекарственных средств