Перебор
Финская Nokia второй раз за год изменила прогнозы относительно продаж мобильных телефонов. Теперь компания считает, что объемы ее продаж возрастут по сравнению с 2001 годом лишь на 2 – 7%. Ранее Nokia предполагала добиться роста в 10 – 15%. По скорректированным оценкам MerrillLynch, в 2002 году в мире будет продано 385 млн «трубок» (по старому прогнозу – 410 млн).
Финская компания остается мировым лидером в производстве мобильных телефонов: ей принадлежат 35% рынка. Однако бороться с ближайшими конкурентами – Samsung, Siemens и Motorola финнам становится все сложнее. Конкуренты гораздо быстрее Nokia смогли вывести на рынок продуктовые линейки, адаптированные к новым реалиям сотового рынка. (О новых стратегиях производителей сотовых телефонов см. «Ко» № 22 от 10 июня 2002 года.)
По данным инвестиционного банка J.P. Morgan, сколько-нибудь серьезного роста продаж мобильных телефонов не стоит ожидать ранее 2006 года. А представитель инвестиционного фонда AegonAssetManagementКрис Форд считает весьма высокой вероятность того, что обороты мировой отрасли сотовой связи в ближайшие годы вообще не будут расти. Соответственно, утверждает Форд, не будут расти продажи ни самих «мобильников», ни сетевого оборудования для сотовой связи, ни комплектующих для телефонов. Причина – насыщение «сотовых» рынков Западной Европы и США. Прирост новых абонентов невелик, а менять свои старые «мобильники» на новые потребители не торопятся. Рынки стран Восточной Европы не могут улучшить общей картины – их доля относительно невелика.
Производители телефонов рассчитывали поднять продажи, усложняя конструкцию телефонов и вводя новые функции, но различные технологии, на которые они рассчитывали как на killerapplications («убойные приложения»), ожиданий не оправдали. Ситуацию может изменить появление связи третьего поколения, но ждать широкого распространения сетей 3G придется еще долго: для их построения требуются огромные средства.
Спасением от стагнации для производителей телефонов может стать азиатский рынок. Сотовая связь стран Юго-Восточной Азии только проходит стадию становления, и темпы прироста абонентов у мобильных операторов этих стран остаются высокими. По оценкам исследовательской компании PyramidResearch, к 2006 году почти 50% всех мобильных телефонов будут продаваться в азиатских странах.
Среди азиатских рынков наиболее перспективным для производителей телефонов является Китай. Сегодня в этой стране насчитывается от 140 млн до 150 млн пользователей мобильной связи. По оптимистичным оценкам, каждый месяц к мобильной связи подключаются 4 млн китайцев. В Китае огромная численность населения, высокие темпы экономического роста и слаборазвитая телекоммуникационная инфраструктура, то есть налицо все предпосылки для своеобразного скачка «через формацию», когда многие абоненты, не имеющие фиксированного телефона, сразу обращаются к мобильной связи. Более того, некоторые потребители приобретают сразу два мобильных телефона: один «служебный», а другой для личного пользования.
Раньше других важность китайского рынка осознали в Siemens. Немецкий концерн построил в Китае завод по производству мобильных телефонов, причем вся продукция завода продается исключительно внутри страны. По данным Siemens, около 30% всех телефонов, производимых концерном, продаются в Поднебесной. Японские производители также обращают свои взоры на перспективный китайский рынок. Так, Matsushita и NEC создали совместное предприятие с китайской Huawei Technologies. Компания, получившая название Cosmobic Technology, будет заниматься производством мобильных телефонов третьего поколения.