Top.Mail.Ru
архив

Передел неба над Альпами

Немецкая Lufthansaи администрация Мюнхенского аэропорта строят в Мюнхене крупнейший авиационный транспортный узел, подобный тому, что есть во Франкфурте. Мюнхенский аэропорт может перетянуть на себя пассажирские потоки из аэропортов Швейцарии и Австрии. Пока альпийские аэропорты не ощущают угрозы своему бизнесу со стороны Мюнхена, однако они могут ощутить ее, когда трафик Мюнхенского аэропорта удвоится.

 

До последнего времени на лидерство крупнейшего немецкого аэропорта – Франкфурта никто не посягал. В 2000 году Франкфурт обслужил 49,3 млн пассажиров и занял по этому показателю второе место в европейском рейтинге аэропортов. Второй по величине аэропорт Германии – Мюнхен с его 23,1 млн пассажиров отставал от лидера более чем вдвое.

 

Однако в обозримом будущем ситуация изменится – Мюнхен должен по коммерческим показателям вплотную приблизиться к Франкфурту.

«Создание системы двух крупных параллельно действующих авиационных узлов – наш вклад в развитие федеральной инфраструктуры Германии, – заявил по этому поводу генеральный директор LufthansaGroupЮрген Вебер. – Наличие двух узловых аэропортов существенно увеличивает потенциал развития. Мы не будем следовать Парижу или Лондону. Надо освободиться от исторически сложившейся привязанности к одному-единственному месту. Эта привязанность не отвечает современным требованиям экономического развития. В соответствии с американским опытом мы должны создать в Германии систему, основанную как минимум на двух крупных транспортных узлах».

 

Аэропорт на дрожжах

Lufthansaне собирается искусственно «подтягивать» Мюнхен до уровня Франкфурта. Процесс идет естественным путем: Мюнхенский аэропорт быстро развивается сам по себе – прирост потока пассажиров здесь идет со средней скоростью 8 – 9% в год, а в 2001 году прирост ожидается в размере 14%. Менеджер по маркетингу Мюнхенского аэропорта Флориан Петч в интервью «Ко» объяснил быстрый рост пассажиропотока несколькими причинами. Во-первых, экономика Баварии растет быстрее, чем экономика других земель ФРГ. В 1995 – 99 годах ВВП в Баварии увеличивался на 3,06% ежегодно, тогда как в Германии в целом – на 2,3%. В Баварии сосредоточены интересы многих мировых компаний brandname, работающих в финансовом секторе, автомобильном бизнесе, фармацевтике, медиа-бизнесе. Особенно быстро в Баварии развивается ИТ-сектор. По количеству занятых в информационном бизнесе Бавария вышла на четвертое место в мире, пропустив вперед только Силиконовую долину, восточное побережье США и Большой Лондон. Баварская государственная канцелярия утверждает, что в 2000 году в ИТ-секторе в этой земле Германии работали около 70 тыс. человек.

Вторая составляющая пассажиропотока в Мюнхене – туристы. По оценкам баварского регионального статистического бюро, в 1999 году Мюнхен посетили 1,4 млн туристов – этот город наиболее популярен у иностранцев. Туристов привлекает не только сама столица Баварии, но и классические альпийские курорты на юге Германии. Кроме того, Мюнхенский аэропорт принимает туристов, следующих в Австрию, Швейцарию и Северную Италию – многие из них берут напрокат машину в аэропорте и пересекают Альпы самостоятельно.

Третий фактор роста Мюнхенского аэропорта – транзит. Доля транзитных пассажиров в общем потоке увеличилась с 7% в 1992 году до 27% в 1999-м. При этом около половины транзитных пассажиров избирают Мюнхен местом пересадки с международных линий на международные же рейсы. Вторая половина «транзитников» пересаживается в Мюнхене с международных линий на местные или с местных на международные. В летнем расписании Мюнхена будет не три, как прежде, а шесть «пиковых часов» – так называются временные отрезки, в течение которых аэропорт принимает и отправляет большое количество самолетов. «Пиковые часы» сокращают время между стыковочными рейсами и тем самым увеличивают число транзитных пассажиров.

 

Как это делается

Растущий пассажиропоток заставил администрацию Мюнхенского аэропорта думать о расширении бизнеса. Сейчас ведется строительство второго терминала стоимостью DM 1,6 млрд. 60% этой суммы вносит администрация аэропорта, 40% – Lufthansa. Флориан Петч говорит, что это единственный случай, когда Lufthansa инвестирует в строительство аэропорта. Авиакомпания пошла на это, чтобы получить приоритетное право на использование терминала, который войдет в строй в 2003 году. «Уже сейчас ясно, что через десять лет мощностей двух терминалов будет недостаточно, поэтому в перспективе предполагается построить и третий терминал», – говорит Петч.

Пассажиропоток может нарастать при условии, если сохранятся все три фактора: быстрый рост региональной экономики, туристический интерес к Баварии и популярность Мюнхена как транзитного узла. Lufthansa не в силах повлиять на баварскую экономику, но поддерживать потоки туристов и транзитных пассажиров авиакомпании вполне по плечу. Как объяснил Флориан Петч, поток транзитных пассажиров обеспечат Мюнхену авиакомпании, входящие в StarAlliance.

 

СПРАВКАВ союз авиаперевозчиков StarAlliance, созданный в 1997 году по инициативе Lufthansa и UnitedAirlines, входят также SAS, AirCanada, AirNewZealand, AllNipponAirways, AnsettAustralia, ThaiAirwaysInternational, SingaporeAirlines, MexicanaAirlines, BritishMidland, а также AustrianAirlinesсо своими дочерними компаниями и бразильская Varig. Совокупный авиационный парк участников альянса – 2130 самолетов. Компании альянса перевозят около 300 млн пассажиров в год. 9,5 тыс. рейсов выполняются в 815 городов 130 стран мира.

 

Что же касается туристического потока, то два года назад Мюнхенский аэропорт затеял промоушн-программу. Флориан Петч говорит, что программа, в создании которой приняло участие агентство Hiel, входящее в рекламную сеть Publicis, нацелена на три аудитории – менеджмент авиакомпаний, туристические операторы и собственно пассажиры. Цель программы состоит в том, чтобы привлечь туристические потоки в Мюнхен. Медиа-план кампании был создан в маркетинговой службе Мюнхенского аэропорта – столь тонкое дело не доверили рекламистам. Флориан Петч считает, что авиационные маркетологи гораздо точнее представляют себе информационную инфраструктуру туризма, чем менеджеры рекламных агентств. В медиа-план включены только журналы – авиационные, туристические и спортивные. Газеты, радио и ТВ в кампании не используются.

Развитие Мюнхенского аэропорта означает усиление конкуренции между аэропортами Центральной Европы. «Франкфуртский аэропорт для нас, с одной стороны, – партнер, с другой – конкурент, – говорит Петч. – Поэтому трудно сказать, как там воспримут усиление Мюнхена. Кроме того, есть аэропорты, с которыми мы не связаны никакими альянсами и которые проигрывают от развития Мюнхенского аэропорта – например, аэропорт в Цюрихе. Одна ирландская авиакомпания уже перебросила свой рейс из Цюриха в Мюнхен».

Однако в авиакомпании Swissairкорреспонденту «Ко» сказали, что пока они не заметили угрозы своему бизнесу со стороны Мюнхена. Рост пассажиропотока в Мюнхене никак не сказывается на перевозках швейцарской авиакомпании и на деятельности Цюрихского аэропорта.

Пока баланс сил в Центральной Европе не нарушен. Если же, как говорит Флориан Петч, Мюнхен перетянет на себя часть пассажиров (прежде всего туристов, следующих в Альпы), то последствия этого помимо швейцарского Цюриха ощутят на себе австрийские Вена и Зальцбург.

 

СПРАВКА

Нынешний аэропорт в Мюнхене был построен в 1992 году. Старый аэропорт находился в опасной близости от города (в 1964 году на Мюнхен упал самолет, в котором летела футбольная команда «Манчестер Юнайтед»).

Через три года после открытия новый Мюнхенский аэропорт вышел на третье место в Германии по количеству перевезенных пассажиров, а в 1996 году прочно занял по этому показателю второе место. В европейском рейтинге аэропорт Мюнхена поднялся с 12 места в 1995 году на 9 место в 2000-м.

Еще по теме