Перегнали СССР
Объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали в 2004 году составил 155 400 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) и перекрыл рекорд советского транзита 1983 года в 154 000 ДФЭ. В начале 1990-х годов показатели перевозок только снижались, и еще в 1998 году их объемы были в 10 раз меньше – 15 100 ДФЭ. По словам пресс-секретаря компании «Трансконтейнер» Олега Смолина, объем контейнерных перевозок по «Транссибу» в ближайшие годы будет увеличиваться. «Этот сегмент растет во всем мире ежегодно на 8 – 10%, а в России показатели еще выше – 20 – 25%», – говорит Смолин.
Главной проблемой перевозчиков до сих пор остается транзит грузов в Финляндию с их последующим реэкспортом в Россию. Поскольку тариф на маршруте порт Восточный – Москва выше, чем тариф от порта до перевалочного пункта на финской границе, многие владельцы грузов пользуются схемой реэкспорта. По оценкам участников рынка, около трех четвертей грузов из Финляндии возвращается в Россию. Перевозчики также считают, что использованию схемы Китай – Финляндия – Москва способствуют и правила растаможивания грузов, которые на финской границе гораздо удобней, чем на китайской.