«Переход на суверенный интернет даст допинг локальным игрокам»
Раньше для размещения видеорекламы на площадке рекламодатели были вынуждены самостоятельно связываться с владельцами ресурсов, договариваться о стоимости, согласовывать креативы и просить отчеты. Теперь этой работой занимаются programmatic-платформы, а одной из крупнейших в России является AdCamp (по данным MarketPlace Google). Ее генеральный директор Сергей Бирюков и управляющий партнер Александр Васильев рассказали журналу «Компания», как устроен этот рынок сегодня и что ждет его завтра, если в Россию придет «суверенный интернет».
АВ: Рынок растет по 20–30% год к году. То есть вы можете взять данные того же АКАР (Ассоциация Коммуникационных Агентств России), и там это хорошо видно. Но сам объем рынка оценивается примерно в 22–25 миллиардов рублей в денежном выражении в 2020 году. Львиная его доля приходится на YouTube, вторая — на крупные онлайн-кинотеатры типа ivi, tvzavr, megogo и другие. Есть еще и третья часть — это как раз то, что приходится на небольшие независимые площадки, которые агрегированы в различные сети, такие, как AdCamp.
АВ: Конечно, год был непростой, как и у всех. Была просадка по доходу. Особенно апрель был тяжелым, когда остановилось очень много рекламных кампаний, заморозились контракты. Но, уже начиная с мая, деловая активность постепенно восстанавливалась. Осенью мы вышли на планируемые показатели.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Думаем, что активный рост рынка продолжится еще несколько лет. Отрасль достаточно зрелая, на рынке идет консолидация. Изначально таких компаний, как наша, был десяток, сейчас многие из них уже купили или планируют купить крупные стратеги. Например, ОТМ продается «Вымпелкому». Скоро это будет рынок, поделенный между крупными корпорациями и экосистемами.
АВ: Я отвечаю за стратегию компании, за привлечение клиентов и за переговоры с инвесторами. Сергей недавно был назначен на пост генерального директора. На новой должности его приоритетами станут поддержание роста финансовых показателей компании, а также создание устойчивой долгосрочной стоимости для акционеров
СБ: Кроме того, я продолжу отвечать за операционку, технологии, закупку и подключение площадок.
АВ: 15 человек в офисе и около десяти удаленных. Оборот компании в 2019 году, по данным налоговой, составил 308 млн рублей, а в 2020-м — 360 млн рублей.
АВ: У нас есть определенный процент удаленных сотрудников, особенно в части технической разработки.
СБ: Также в плане написания текстов, создания контента — это все перенесли в регионы.
АВ: Основной менеджмент находится в Москве и ходит на работу пять дней в неделю. Конечно, когда была рекомендация Роспотребнадзора и правительства Москвы, мы все работали из дома. Но с начала этого года мы все в офисе.
СБ: Прошлый год сплотил коллектив, заставил задуматься, переоценить цели, собраться и работать более эффективно. Мы посмотрели на разные вещи под новым углом, и, мне кажется, это даже пошло нам на пользу. Компания получила какую-то встряску, эффективность работы увеличилась если не в разы, то близко к тому.
СБ: Наоборот, набрали.
АВ: Мы не сокращали никого.
СБ: Мы даже набрали тех, кого сократили из других компаний.
АВ: На самом деле имеет. Но надо разделять, поскольку есть и реклама, у которой нет географической привязки. Например, реклама мобильных приложений. Легко может быть так, что сам рекламодатель из Китая или США, а рекламируется по всему миру. Мы все-таки работаем в сфере бренд- и awareness-рекламы, и она имеет привязку как минимум к региону Россия. А иногда и более узкую — например к конкретному городу.
Таких кейсов, когда штаб-квартира или офис рекламодателя находится не в России и при этом он хочет размещать рекламу на территории РФ, единицы. Как правило, эти компании имеют местные представительства, потому что ведут здесь продажи, есть дистрибьюция, заводы и так далее. Москва — столица деловой активности, несмотря на это, многие рекламодатели находятся в регионах. Они распределены так же, как и население, что логично, потому что бизнесы примерно так и распределяются.
АВ: Это очень конкурентная ниша. И доминантами в ней, конечно, выступают крупные интернет-корпорации, то есть мировые лидеры в этой области — Facebook, Google, Amazon. В России, конечно, добавляется «Яндекс» и Mail.ru Group. Дальше в эту экосистему входят средние компании, как наша, и малые, как, условно говоря, веб-мастер, который работает как ИП или самозанятый.
АВ: Наши основные конкуренты — это другие видеосети, например OTM.
СБ: Я бы не стал называть их конкурентами. Это скорее наши друзья, с которыми вместе работаем. Например, MediaSniper — очень хорошая компания. OTM, который уже был назван. Это Auditorius, Buzzoola. На самом деле независимых компаний, которые работают в этом формате, осталось на рынке около трех-четырех. Все остальные уже были выкуплены корпорациями вроде Mail.ru Group.
АВ: Из последних сделок: Сбербанк купил Segmento, «Газпром-Медиа» — Getintent, а Mail.ru Group купил NativeRoll. Недавно вышел релиз про то, что «Вымпелком» покупает ОТМ.
То есть рынок находится в активной фазе консолидации. Фаза первоначальных инвестиций как раз проходила в 2013–2015 годах, когда мы кампанию запустили. Это было горячее время выходить на этот рынок.
С 2010 по 2015 год были созданы компании, которые сейчас существуют на рынке. Многие из них привлекали инвестиции. Мы тоже на первом этапе развития делали это, потом инвесторы полностью вышли из капитала. Фактически тот AdCamp, который существует сейчас, был сделан нашими собственными усилиями.
Сейчас мы находимся в стадии переговоров со многими игроками, рассматриваем вариант вхождения в экосистему крупной корпорации. На наш взгляд, это логичный следующий этап развития бизнеса.
АВ: Инвесторы смотрят, чтобы компания была прибыльная, чтобы она устойчиво росла, лучше и быстрее, чем рынок. Или хотя бы на уровне рынка. Они смотрят, безусловно, на технологическую составляющую, чтобы технологии были и современными, и эффективными, и конкурентными.
АВ: Если коротко говорить — в мире уже были такие примеры, когда целые страны закрывали интернет, ограничивали внешнее влияние. Самым ярким примером является Китай.
Из более близких нам примеров: Украина в свое время ограничивала работу российских социальных сетей на своей территории. И в том, и в другом случае рынок — механизм конкурентный, он всегда перестраивался, находил новый баланс.
На первом этапе переход на суверенный интернет станет допингом для локальных игроков. Если, например, ограничивают работу Facebook в Китае, тогда большая часть бюджетов, которая приходилась на этот инструмент, перераспределяется. Часть бюджетов просто уходит с рынка, другая часть перетекает в другие медиа, например в ТВ. Третья часть переходит к локальным игрокам. Если мы будем говорить про Россию, то у нас есть отличительная особенность рынка — свой поисковик, мало кто может этим похвастать. В этом плане «Яндекс» действительно компания мирового класса, хоть и работает на локальном рынке.
Если говорить об ограничении прежде всего американских интернет-компаний на территории РФ, это Google, Facebook, Twitter и так далее, то в краткосрочной перспективе оно даст определенный рост перераспределения бюджета в сторону локальных игроков. Но мы, как бизнесмены, заинтересованы в том, чтобы была конкуренция, потому что она двигает развитие вперед.
В случае отключения России от Глобальной сети можно ожидать провала в качестве, потому что не все инструменты мгновенно можно заменить. Тем не менее у нас есть крупные соцсети — «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие платформы. Есть еще Telegram, но тут вопрос: считать ли его иностранной компанией, будет ли он ограничен? Много нюансов, но на примере того же Китая и Украины, когда были ограничены соцсети, мы видим, что происходит кризисная перенастройка, но буквально в течение года-двух рынок находит новый баланс, и все встает на свои места. Это также стимулирует развитие собственных сервисов. Так что, думаю, если такое произойдет, например блокировка YouTube, то будет RuTube активнее развиваться. Если Facebook — будут расти соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Если будет Twitter заблокирован, то наверняка появится российский аналог.
АВ: Это не зависящее от нас «стихийное бедствие». У нас, в принципе, не так много зависит от иностранных компаний. Единственное, с кем мы действительно работаем довольно активно, — это Google. Но опять же блокировка его ресурсов на нас не скажется, ведь Google просто покупает у нас рекламу.
Наоборот, есть шанс, что больше денег как раз уйдет от того же Facebook и YouTube и пойдет в такие локальные сети, как наша. Но, вообще, мы за здоровую конкуренцию и за открытый мир.
СБ: Я хотел бы добавить, что мы точно постараемся нарастить качество контента с точки зрения рекламодателя и пользователя. В том хаосе, который будет происходить при таком сценарии, это первое, что нужно будет сделать.
СБ: Он очень динамично развивается, тут даже есть чем гордиться. Я считаю, что российский рынок рекламы — один из самых передовых с точки зрения возможностей и технологий, которые запускаются. Особенно если взять лидеров рынка — «Яндекс» и Mail.ru. Они очень мощно выстрелили, и за них можно гордиться, они соответствуют всем мировым стандартам, которые были заданы США.
АВ: Мы рассчитываем расти точно не медленнее рынка, соответственно, порядка 20% год к году. На данный момент, по нашей собственной оценке, среди независимых игроков рынка, если отбросить тот же YouTube, мы занимаем порядка 10%.
СБ: Самое важное — это подбирать команду, чтобы она работала сплоченно, не было конфликтов. Коллектив должен быть очень дружный. Мы устраиваем тимбилдинги, турниры по Playstation, чтобы люди взаимодействовали не только на работе, но и во время отдыха. Очень важно, чтобы люди ходили с радостью на работу, чтобы было что-то интересное. Бизнес строит команда, коллектив. Если коллектив работает слаженно, то эффективность возрастает в разы.