Переходим на юани

14.04.201400:00

К 2015 г. китайский юань войдет в тройку самых активных торговых валют мира.


Согласно выводам обзора HSBC, к 2015 г. более половины внешнеторгового оборота Китая с развивающимися странами ($2 трлн) будет обслуживаться в юанях. Кроме того, в течение следующих пяти лет свыше 30% от общего внешнеторгового оборота КНР также будет обслуживаться в юанях, а за последующие два-три года юань станет полностью конвертируемой валютой. Эволюция китайской валюты будет проходить в три этапа: сначала юань должен стать мировой торговой валютой, затем - инвестиционной валютой и, наконец, мировой резервной валютой.

Первый этап реализуется очень успешно. В конце 2013 г., по данным финансовой группы SWIFT, юань стал одной из десяти самых активно торгуемых валют, опередив 22 другие валюты за три года. Более того, по данным той же организации, в декабре 2013 г. юань обогнал евро, став второй наиболее используемой мировой торговой валютой, после доллара. Сейчас юань является одной из десяти самых часто используемых в мире валют для проведения расчетов. По итогам февраля 2014 г. китайская валюта заняла седьмую позицию, немного опередив швейцарский франк. Для сравнения: в 2010 г. лишь 3% внешней торговли КНР осуществлялось в юанях, а на данный момент эта цифра составляет около 18%.

Роль юаня как инвестиционной валюты также растет. Январь 2013 г. был ознаменован важными событиями, включая выпуск облигаций Народным банком Китая на сумму 2,5 млрд юаней. На сегодняшний день это крупнейшая офшорная сделка в юанях, проведенная в Лондоне. Отдельно стоит отметить получение британской управляющей компанией лицензии, выданной Китайской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг, на прямое инвестирование в КНР. Такая лицензия была получена впервые за пределами Гонконга или материковой части Китая.

Также имеет место поток средств из Поднебесной на глобальные рынки. У этой страны есть значительный резерв накоплений, и, по мере того, как происходит либерализация трансграничных потоков, некоторые держатели сбережений смогут использовать эту свободу с целью диверсификации. По оценкам МВФ, стремительная либерализация может позволить увеличить чистый отток средств из КНР до $1,35 трлн, что составляет 15% от ВВП страны.

Нельзя не отметить, что параллельно создаются рынки инвестиционных продуктов в китайской валюте: акций, облигаций, биржевых инвестфондов, краткосрочных финансовых инструментов. Китай заключил соглашения о валютном свопе как минимум с 20 центральными банками других стран, включая Национальный банк Японии, Южной Кореи, Таиланда, Новой Зеландии, Аргентины и Малайзии, а также с Европейским центральным банком. Вклады в юанях составляют около 12% от всех вкладов в банковской системе Гонконга (в 2008 г. эта цифра равнялась лишь 1%).