Перемен требуют ЦФА
Весной Госдума может утвердить правила налогообложения цифровых финансовых активов (ЦФА). На это очень надеется бизнес, готовый токенизировать различные продукты — от никеля до квадратных метров. Дело осталось за малым: отрегулировать фискальную политику в отношении новых активов.
Налоговые тормоза
Вопросы развития рынка ЦФА обсуждались на Координационном совете РСПП 10 февраля. Предприниматели лоббируют изменения в законодательстве, которые позволят полноценно работать с новыми видами активов. По словам принимавшего участие в заседании главы «Интерроса» Владимира Потанина, бизнес, власти и ЦБ пришли к пониманию, что именно нужно изменить — законодательные инициативы ожидаются уже этой весной.
Один из главных вопросов — налогообложение ЦФА. Сегодня при выпуске цифровой актив облагается налогом полностью, без учета расходов на токенизацию. Это противоречит житейской логике, считает Владимир Потанин.
«Сложно понять, как в данных случаях рассчитывать налогооблагаемую базу: в мире нет общепринятой практики, как и однозначного восприятия цифровых финансовых активов. Если они представляют собой фактически аналог ценной бумаги, тогда и облагаться налогом должны по этим же правилам. Во всех остальных случаях нужен особенный режим, так как неясно, как считать затраты на выпуск токенов», — говорит Дмитрий Голубовский, аналитик и эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс».
По мнению игроков рынка, в связи с развитием ЦФА пересмотру нужно подвергнуть и правила налогообложения ИТ-компаний, которые сегодня платят НДС фактически авансом, что существенно ограничивает их возможности для развития. Кроме того, по существующим законам у операторов информационных систем, в отличие от банков, нет возможности открывать номинальные счета и вести самостоятельный учет операций с ЦФА на своих платформах.
Регулирование этой сферы позволило бы финтехигрокам выступать полноценными участниками финансового рынка, а не приложениями к существующим экосистемам. Это важно в сложных геополитических и экономических условиях, в которых оказалась Россия, отмечал Потанин.
Как считает основательница Telegram-канала «Все о блокчейн, мозге и цифровой экономике в России и мире» Ани Асланян, назрела объективная потребность в разработке и реализации новых механизмов привлечения денег на рынке за счет выпуска новых видов активов. Это откроет путь к дешевым и долгим деньгам, что особенно необходимо стартапам и предприятиям малого и среднего бизнеса.
Токены фабричные
Простых и понятных правил игры рынок ЦФА ждет уже более года: соответствующий закон вступил в силу 1 января 2021-го, однако белых пятен в регуляторном поле все еще много. Компании уже готовы токенизировать привычные продукты и услуги, как только будут решены все вопросы по запуску и обращению ЦФА.
«Я думаю, что начнётся достаточно широкое движение по упаковке традиционных товаров и услуг в цифровую форму», — уверен Владимир Потанин. Он полагает, что не только сами производители будут продвигать свои продукты в виде токенов: на специализированных платформах появится целый класс небольших компаний, оказывающих услуги по токенизации товаров с рынка.
Одной из фабрик по упаковке физических продуктов в цифровую форму может стать платформа Atomize, в которую инвестировал «Интеррос». Она работает в нескольких юрисдикциях, а в начале февраля российское юрлицо «Атомайз» стало первым участником в реестре операторов информационной системы по управлению ЦФА.
Это дает возможность «Атомайз» токенизировать новые виды продуктов, обменивать токены на рубли и хранить цифровые активы. По утверждению Владимира Потанина, работа Atomize исключает проведение криптовалютных платежей и в стране и за ее пределами. «Будет только разрешенный законодательством обмен на фиат или токена на токены», — обещал Потанин.
Сегодня среди доступных цифровых активов — токены, привязанные к металлам, произведенным «Норникелем». Их компания уже успешно реализует на европейских биржах.
«Нужно отметить, что Atomyze создали свою блокчейн-платформу для привлечения широкого круга инвесторов в разные активы. Платформа будет функционировать как маркетплейс, на котором будет возможность совершать покупку/продажу металлов, а также создать токены на покупку квартир, — утверждает Ани Асланян. — Возможно, головная компания планирует выпускать токены-идентификаторы ценных бумаг, где инвесторы проходят верификацию на площадке и имеют возможность купить токен или вступить в акционерный капитал компании, созданной для целей токенизации».
При этом останутся и металлические токены, уверена Асланян: они могут стать репрезентацией обязательства из договора поставки товара. Конечный покупатель сможет предъявить его для получения металла, а инвесторы смогут держать токен как дериватив.
Будут ли они доступны неквалифицированным инвесторам, предстоит решить Центробанку. Есть мнение, что регулятор будет действовать в логике закона о краудфандинге и установит максимальную сумму для покупки токенов для «неквалов» на уровне 600 тыс. рублей.