Переток финансов: Лондонская фондовая биржа выпала из топ-20
Фото: Xinhua / Global Look Press
В третьем квартале Лондонская фондовая биржа (LSE) впервые за много лет выпала из двадцатки крупнейших мировых площадок для IPO, заняв 23-е место в рейтинге Bloomberg. Неожиданный поворот для площадки, которая десятилетиями считалась одним из мировых центров публичных размещений и магнитом для капитала со всего мира. В текущем рейтинге ее обошли биржи Сингапура, Мексики и даже Омана. Что происходит — разбираемся вместе с Юлией Хандошко, СЕО европейского брокера Mind Money (ex «Церих»).
Лондон теряет объемы, но не контроль
На первый взгляд, действительно, может показаться, что Лондон теряет свое влияние. Но если смотреть глубже, первопричина в том, что в последние годы IPO сами по себе утратили популярность: из-за высоких процентных ставок многие компании предпочитали откладывать выход на биржу. На конец прошлого года общее количество IPO составило 1215 по сравнению с 1351 в 2023 году.
Инвесторы тоже проявляли осторожность — в текущих условиях сложно предугадать, какая компания, выходящая на биржу, окажется успешной, а какая нет, поэтому капитал направлялся в другие инструменты. Однако ситуация постепенно меняется: ставки по всему миру снижаются, открывая окно для новых возможностей, особенно для технологических компаний.
На этом фоне каждая экономика реагировала по-своему. Великобритания, например, решила не ждать улучшения внешних условий, а использовать момент для системных изменений. После Brexit Королевство начало выстраивать собственную регуляторную систему, независимую от Брюсселя и Вашингтона. Страна фактически признала, что не сможет одновременно соответствовать европейским и американским стандартам, и решила развивать свою, британскую, модель регулирования.
Можно получить кусок от большого пирога, который тебе не по вкусу. А можно сделать собственный пудинг — пусть и меньший по размеру, но вкусный. Лондон выбрал пудинг. Это значит, что Соединенное Королевство понимает, что теряет в объемах, но хочет выстроить систему, в которой само устанавливает правила игры и не борется с иностранной бюрократией. Да, в рейтингах это выглядит как падение и снижение привлекательности, но здесь мы наблюдаем смену модели. Лондон остается важным центром капитала, просто его роль теперь — демонстрировать автономию.
Почему тогда компании уходят с британского рынка?
На самом деле, решение о том, где выходить на биржу, каждая компания принимает самостоятельно, и далеко не всегда из-за предвзятости к Лондону. Тот же Unilever или Czechoslovak Group вовсе не сбегают из Британии. Просто после Brexit стало невозможно «усидеть на всех стульях», ведь правила игры в Европе и Великобритании разошлись слишком сильно. А учитывая, что Unilever — европейская по духу корпорация, логично, что она остается на континенте.
Кроме того, роль играет и самоидентификация компаний. Возьмем, к примеру, ESG-повестку. Формально она есть и в Европе, и в Великобритании, но даже внутри этой аббревиатуры (environmental, social, governance) акценты в разных регионах расставлены по-разному. Для Европы ESG — это обязательная часть любых регуляций с ярким фокусом на экологичность. В Великобритании же подход более гибкий, местами с большим вниманием к социальной части.
Поэтому компании и выбирают рынок, который им ближе по философии. В конце концов, это вновь не вопрос потери привлекательности Лондона.
Азиатские рынки растут, правда не навсегда
При этом нет смысла отрицать, что роль азиатских рынков непрерывно растет. За прошлый год общий объем IPO в Азии взлетел на 80%. И тем не менее, как мне кажется, перспективы этих площадок сейчас во многом преувеличены.
Дело в том, что мы уже не раз наблюдали повторяющийся сценарий последних десятилетий. В начале одна за другой азиатские экономики показывали впечатляющий рывок: сначала Япония, потом Корея, позже Китай. А затем каждый раз история развивалась по схожему шаблону: после стремительного экономического роста приходило время перехода к европейской модели. Завершалось все неизбежной стагнацией. Мы уже проходили через это не один раз, и поэтому я бы не стала рассматривать этот регион как источник стабильного роста.
Исключением отчасти можно считать Сингапур, которому удалось сохранить привлекательность для инвесторов даже на фоне глобального замедления рынка IPO. Но и в данном случае это, скорее, результат уникальных управленческих решений, нежели показатель долгосрочного тренда.
В ближайшей перспективе я бы, скорее, поставила на Европу. Например, все больше компаний выходит на биржу в Польше, другие выбирают Амстердам и Стокгольм. И это лишь один из множества примеров того, что европейские рынки вполне способны уверенно расти. Главное, не поддаваться алармистским настроениям, смотреть на любые рынки спокойно и без излишней паники. Лондон, конечно, потерял часть объемов, но списывать его со счетов, на мой взгляд, не стоит.
