Top.Mail.Ru
архив

Пережить конкурентов

На рынке факторинга ведутся ожесточенные споры, кто окажется эффективнее в нынешних кризисных условиях – банки или специализированные факторинговые компании. Впрочем, спорить скоро будет некому – переживут кризис очень немногие, прогнозируют эксперты.

Кто в условиях кризиса окажется более эффективным и сможет выжить? Этот вопрос возродил старые споры о том, что же все-таки эффективнее – банковский факторинг или услуги специализирующихся лишь на факторинге организаций.
«Вопрос ведения бизнеса на базе банка или отдельной факторинговой компании для нас актуален», – рассказывает начальник отдела развития бизнеса факторинговой компании «Лайф» (Пробизнесбанк) Александр Федоров. Его организация раз-думывала над этим около двух лет назад и сделала выбор в пользу факторинговой компании.
Факторинг требует больших инвестиционных вложений и совершенно не является банковским бизнесом, объясняет Александр Федоров. Поэтому для того, чтобы заниматься факторингом, нужно строить или перестраивать все процессы заново. А это значит, что без существенных вложений не обойтись. Тот факт, что банк не может развивать факторинговое направление без дополнительных финансовых вливаний, подтверждает и начальник управления факторинга Московского кредитного банка Сергей Красовский. Он это объясняет также существенным отличием факторинга от кредитных продуктов.

Что может банк?
Банк с отлаженной инфраструктурой вполне может организовать факторинговое обслуживание клиентов. По мнению Александра Федорова, банку для этого даже необязательно привлекать дорогостоящих консультантов извне и покупать готовые IT-решения. На рынке их не так много, а качество такого софта можно поставить под сомнение. Чему же в действительности стоит уделить внимание, так это риск-менеджменту. Если не выстроить этот процесс, то ни о каком факторинговом бизнесе и речи быть не может. В факторинге работают совершенно другие правила, чем в банкинге, а учеба на собственных ошибках дорого обходится.
Руководитель отдела маркетинга и PR компании «Стройкредит Факторинг» Татьяна Плотникова тоже считает, что банк вполне может предоставлять услуги факторинга и не делать для этого солидных инвестиций. Только вот объем этих услуг все-таки будет зависеть от задачи, которую банк перед собой ставит. «Если факторинг предоставляется как дополнительная услуга и объем факторинговых операций невелик, то их можно обслуживать на базе имеющихся в банке подразделений, разработав только методику оценки рисков клиента и дебиторов с учетом специфики факторинга, – считает эксперт. – Когда же кредитная организация собирается развивать направление факторинга, то, учитывая многофункциональность и технологичность факторинговых операций, разработка качественной IT-системы необходима, что требует дополнительных инвестиций». А нынешняя нестабильность, по наблюдениям Татьяны Плотниковой, принудила факторов ужесточить систему оценки рисков, усилить работу с просроченной дебиторской задолженностью и делать более глубокий анализ текущего состояния отраслевых рынков. То есть кризис сделал факторинг еще более сложным для реализации бизнесом, а значит – и более затратным.
Александр Федоров отмечает, что в текущей экономической ситуации многие компании сворачивают свои инвестиционные проекты. «Мы уже наблюдаем уменьшение количества игроков этого
рынка, – рассказывает эксперт. – Многие закрывают свои факторинговые направления». С другой
стороны, это означает, что ослабление конкурентной борьбы в этом сегменте уже произошло. «Кри-
зис снизил порог вхождения в факторинговую отрасль для возможных новых факторов за счет ухода с рынка или замораживания операций у части крупных игроков», – подтверждает начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов. Хотя он добавил, что все равно без серьезных инвестиций развивать факторинг с нуля можно только в каком-то очень узком сегменте рынка, и ни о каких значительных объемах бизнеса или прибыли при таком подходе речи быть не может. 

Споры об устойчивости
С учетом текущей динамики по сворачиванию факторинговых бизнесов в банках можно говорить о некоем переустройстве рынка. Но сказать однозначно, что под воздействием кризиса банки не смогут выдержать конкуренции с факторинговыми компаниями, нельзя. В этом мнении сошлись многие эксперты.
Здесь очевидно влияние многих обстоятельств, считает Александр Федоров. Все будет зависеть
от того, какими ресурсами обладает фактор, будь он банк или независимая компания, какой стратегии придерживаются акционеры, а также как организация вела свою политику развития и риск-менеджмента. Хотя тут же эксперт добавляет, что будущее за специализированными факторинговыми структурами, так как все основные игроки этого рынка занялись процессом создания отдельных компаний или, по крайней мере, горячо обсуждают этот вопрос.
Впрочем, было бы неожиданностью, если бы Александр Федоров придерживался другого мне-
ния. Ведь он сам работает в специализированной факторинговой компании, правда, принадлежащей банку.
Есть представители специализированных факторинговых структур, которые высказываются еще более радикально. «Единственно возможный «безболезненный» способ для банка в нынешних условиях оказывать услуги по факторингу своим клиентам – это партнерство со специали-зированной факторинговой компанией, – уверен Корнелиу Робу из Национальной факторинговой компании. – Ведь без соответствующего набора необходимых атрибутов попытки коммерческого банка самостоятельно оказывать услуги по факторингу с достаточно высокой степенью вероятности выльются в трудности для клиента или в проблемы для самого банка, связанные с колоссальными потерями». Поэтому, по мнению эксперта, только профессиональный фактор может обеспечить банк факторинговой инфраструктурой, а именно: институтом кредитных контролеров, андеррайтеров, персоналом, специализирующимся на управлении рисками дебитора и клиента, специалистами, компетентными в области риск-мониторинга, и специальной IT-системой, выполняющей функции «платформы» и интегратора всех процессов по факторинговому обслуживанию.
Конечно, с достаточной долей вероятности банк может попробовать самостоятельно развивать факторинг, аргументировав это тем, что он способен управлять кредитными рисками сам. Однако кроме возможности управлять рисками клиента, но не дебиторов, ни один из банков не может похвастаться умением работать с торговой дебиторской задолженностью.
Впрочем и сами банкиры понимают, что на рынке факторинга наступили тяжелые времена, но считают более приспособленными к этим сложным условиям именно кредитные организации.
«В период кризиса на первое место выходит вопрос о том, смогут ли участники рынка пережить нестабильный период, – рассказывает директор департамента факторинговых операций Пром-связьбанка Виктор Носов. – Представители факторинговых компаний неоднократно говорили о том, что «настоящий факторинг» могут предоставлять лишь специализированные игроки. Сложившаяся ситуация разрушила это убеждение. Крупнейшие игроки-банки остались, а компании-лидеры, к сожалению, не смогли преодолеть кризис».
В нынешних условиях банки оказываются несомненными лидерами в выживании, подтверждает Сергей Красовский. По его мнению, высокая зависимость факторинговых компаний от заемных средств играет сейчас против них.
Татьяна Плотникова признала, что основное конкурентное преимущество специализированных факторинговых структур – гибкость и оперативность принятия решений, но мнения банкиров не поддержала. Сейчас, на этапе кризиса, когда спрос на факторинговые услуги значительно превышает предложение, конкуренцию выдержат те финансовые институты, которые при наличии грамотно выстроенной системы риск-менеджмента и качественной IT-системы смогут наиболее успешно решить вопросы фондирования.

Невыносимый симбиоз
В итоге эксперты не пришли к единому мнению. Однако в глаза бросаются два основных вывода. Во-первых, у большинства банков лучше обстоят дела с финансированием факторинга. Во-вторых, у многих профессиональных факторов имеется мощная инфраструктура для ведения бизнеса.
По идее, идеальным сочетанием было бы сотрудничество факторинговых компаний и банков. Однако оно пока, по большей части, заканчивается лишь кредитованием факторинговых структур.
«Обычно банки стараются не передавать клиентов на аутсорсинг по финансовым услугам, – рассказывает Сергей Красовский. – Исключение составляют случаи, когда факторинговый бизнес в кредитной организации выделен в отдельную компанию. Обратившийся в банк клиент передается туда на обслуживание». Хотя эксперт не исключает, что в перспективе возможны ситуации, когда кредитная организация, сталкиваясь с потребностью своих клиентов в факторинге, решит отдать такого клиента на аутсорсинг в стороннюю факторинговую компанию. Но такие случаи скорее исключение, нежели правило. Тот же ВТБ-24, заключивший подобный договор с НФК, сейчас рассматривает возможность приобретения собственного фактора, рассказывает Сергей Красовский.
А вот представители факторинговых компаний считают, что кредитные организации напрасно не желают передавать обслуживание факторинговых операций своих клиентов на аутсорсинг. «Банки еще не готовы смириться с тем, что факторинг – не банковский продукт, – предполагает Александр Федоров. – Одной из причин может быть заблуждение в понимании факторингового бизнеса и желание переставить действующие банковские процессы на рельсы факторинга, но сложно трамвай запихнуть в рельсы метрополитена».
Хотя, как добавляет эксперт, пока на рынке есть только неудачные проекты работы банков с факторингом на аутсорсинге. Мы смогли достичь высокого уровня взаимодействия только с банками, входящими в одну с нами финансовую группу «Лайф», делится опытом Александр Федоров.
«Основные проблемы, с которыми сталкиваешься при передаче на аутсорсинг в факторинговую компанию, – это разделение дохода и контроль над клиентом. Банки не стремятся терять ни то, ни другое», – рассказывает эксперт. Хотя от планов сотрудничества со сторонними банками «Лайф» тоже не отказывается и собирается использовать накопленный опыт в этой сфере уже в текущем году. «Для сотрудничества со сторонним банком у специализированной факторинговой компании есть очевидные преимущества в виде монопродуктовости, – уверен Александр Федоров. – У нас, например, нет банковской лицензии, и мы не пытаемся забрать клиента к себе полностью, предложив ему расчетно-кассовое сотрудничество, овердрафт или другие кредитные продукты, что позволяет достичь определенного уровня доверия с партнерами». Очевидно, что, не имея возможности самостоятельно развивать этот бизнес, банки начнут более активно рассматривать варианты аутсорсинга от факторов в целях сохранения взаимоотношений с действующими клиентами, заключает эксперт.
В том, что успешными могут быть различные формы взаимодействия банка и факторинговой компании, уверен и Корнелиу Робу. Существует несколько таких форм. Во-первых, агентское соглашение, когда банк просто передает на факторинговое обслуживание своих клиентов, получая при этом факторинговое вознаграждение. Более сложная форма – это синдицированный факторинг, когда финансирование осуществляется с баланса банка, а на фактора возлагается поддержка продаж и обеспечение всей необходимой инфраструктуры для ведения бизнеса.
Кроме того, нынешний кризис создал условия для возникновения новых форм сотрудничества факторов и банков. Например, недавно стала применяться услуга по работе с портфелем дебиторской задолженности, которая позволяет радикально повысить уровень залогового обеспечения по выданным кредитам за счет условной уступки в пользу банка дебиторской задолженности заемщика, рассказывает Корнелиу Робу. На первом этапе проводится оценка качества дебиторской задолженности заемщика и организация обеспечительной уступки портфеля в пользу банка. На втором этапе осуществляется мониторинг качества дебиторской задолженности и изменений портфеля во времени. Далее проводится сбор уступленной дебиторской задолженности в пользу банка в случае дефолта заемщика.
Какие прогнозы сбудутся и кто окажется прав, покажет только время. Но тот факт, что нынешние неприятности безвозвратно изменят факторинговый рынок и условия работы на нем, очевиден для всех. «Кризис уже внес свой вклад в факторинговый бизнес, – считает Александр Федоров. – Некоторые факторинговые структуры были закрыты и многие банки свернули свои факторинговые подразделения. Уже очевидно, что прежний лидер рынка ушел, и многих компаний из списка top-10 по итогам 2009 года мы не увидим».