Перезревшее решение

После трехнедельного торга Россия согласилась сократить экспорт нефти в первом квартале 2002 года на 150 тыс. баррелей в сутки. ОПЕК, напомним, требовала снижения поставок на 200 тыс. барр./день. Так что если картель будет сокращать свои поставки пропорционально российским, то он уменьшит добычу на 1,125 млн баррелей в сутки вместо 1,5 млн. Судя по сегодняшней конъюнктуре, этого будет достаточно, чтобы удержать цену на уровне $18 – $22 за баррель.

Снижение экспорта нефти Россией (примерно на 5,8% относительно третьего квартала 2001 года) вполне укладывается в рамки сезонного снижения добычи. А уже во втором квартале 2002 года, по словам представителей правительства РФ, объемы экспорта могут быть восстановлены. Кроме того, Минэнерго снизит балансовые задания по поставкам мазута на российские НПЗ, и падение объемов экспорта сырой нефти будет компенсировано ростом экспорта нефтепродуктов, который ОПЕК не контролирует. Наконец, российское правительство готово понизить пошлину на нефть с 39 евро за тонну до 32 евро, а на мазут – с 20 до 16,4 евро за тонну.

Итак, угроза ценовой войны на время ликвидирована: Мексика, Норвегия и Оман уже заявили о своем согласии «примкнуть» к ОПЕК. Россия ровно ничего не выгадала из своей переменчивой и двусмысленной позиции – то «ни в коем случае не сокращаем», то «сокращаем, но по собственной воле, а не по просьбе ОПЕК». Похоже, трудности, возникшие у правительства с принятием решения, были вызваны давлением со стороны нефтяных компаний. Если «ЛУКойл», которому легко нарастить экспорт нефтепродуктов, ратовал за присоединение к политике картеля, то ЮКОС (публично) и «Сибнефть» (в кулуарах) выступали за сохранение объемов экспорта. Обе эти компании, как и «Славнефть», по-прежнему заявляют о том, что будут наращивать добычу, тогда как «ЛУКойл» и ТНК заявили о снижении объемов добычи нефти. На внутреннем рынке уже наблюдается рост предложения нефти.

Руководители «ЛУКойла», «Славнефти» и ТНК поддержали перезревшее решение правительства. Однако высказанное ЮКОСом опасение, что освобожденную Россией нишу сразу займут поставщики нефти из других стран, вовсе не лишено оснований. Механизм регулирования нефтяных цен картелем производителей весьма ненадежен и позволяет добиваться установления «справедливых $22 – $28 за баррель» только на очень короткое время. По мере увеличения добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, круг переговорщиков, от которых будет зависеть объем предложения нефти на мировом рынке, будет расширяться.

Положение, когда одни страны обязаны выполнять решения картеля производителей, а другие – нет, очень несбалансированно. Так что на повестке дня – роспуск ОПЕК и создание нового картеля стран – производителей нефти. Вопрос об этом станет актуальным уже в конце зимы, если оживление экономики в США и ЕС задержится хотя бы на несколько месяцев. Ведь тогда для удержания «приемлемых цен на нефть» поставщикам придется идти на новое снижение поставок.