Первая электронная

31.03.200300:00

Войну в Ираке западные военные обозреватели называют первой электронной войной. США используют самые современные информационные технологии. Эксперт независимого Центра стратегических оценок в Вашингтоне Боб Мартинэйдж говорит, что только во время войны можно получить реальную оценку новых вооружений. Подобного рода испытания – одна из задач иракской кампании.

 

Прежде всего испытания проходит Network centric warfare. В соответствии с этой концепцией в штаб-квартиру вооруженных сил и в командные центры боевых подразделений поставляется информация 10 военных спутников, постоянно висящих над Ираком, а также самолетов-разведчиков.

 

Космические шпионы

Разведывательные спутники оснащены системами подслушивания, камерами видеонаблюдения и спектральными камерами. Спутникам помогают беспилотные самолеты-разведчики Global Hawk и Predator. Первый создан компанией Northrop Grumman, а второй – General Atomics. Самолет Predator кружит над Ираком на высоте 10 км, а Global Hawk – на высоте 22 км; с помощью радаров, инфракрасных сенсоров и камер видеонаблюдения они уточняют и дополняют информацию, полученную спутниками, контролируют передвижения войск даже в условиях абсолютной задымленности от пожаров на нефтяных скважинах. Кроме того, в систему наблюдений входят всепогодные самолеты-разведчики E-3 Sentry, созданные на базе Boeing 707/320, оснащенные высокочувствительными радарными установками.

Для разведки на небольшой территории используются воздушные наблюдательные аппараты UAV. Они представляют собой небольшие (длина 40 – 60 см, вес 2,5 кг) устройства, снабженные сенсорами и видеокамерами. Такие наблюдательные автоматы марки Dragon Eye способны передавать видеосообщения беспроводным способом прямо на полевые ноутбуки, которыми оснащены морские пехотинцы. Небольшие мониторы таких компьютеров прикреплены к рукавам. Морские пехотинцы переносят UAV в ранцах и по мере необходимости пускают в действие.

 

Роботы-убийцы

Помимо этого для обследования местности применяются передвигающиеся по земле четырехколесные радиоуправляемые роботы Dragon Runner. Прототип этих роботов – PackBot прошел боевое тестирование в Афганистане. «Драконы», созданные в университете Carnegie-Mellon в американском Питсбурге, могут регистрировать малейшее движение в радиусе 10 м и легко проникают благодаря своей конструкции в труднодоступные места, даже при необходимости способны залезть в форточку. Их электронный «мозг» – процессор Pentium компании Intel. Некоторые из роботов оснащены мини-бомбами и представляют собой радиоуправляемые взрывные устройства, другие имеют «на вооружении» гранатометы или могут стрелять различными видами пуль. Подобными системами в армии США располагают пока только морские пехотинцы.

Поступающая информация обрабатывается на полевых ЭВМ. В результате штаб получает точное представление о состоянии театра военных действий. Американцы надеются, что в результате в этой войне не будет потерь от так называемого дружественного огня: в первой кампании в Персидском заливе по ошибке были убиты своими 37 американских солдат.

В нынешней войне, например, в состав стандартной американской мотопехотной дивизии входят танки Abrams компании General Dynamics, оборудованные сенсорами фирмы Northrop. С помощью этих устройств поддерживается постоянный контакт с транспортерами пехоты Bradley и вертолетами Apache Longbow, созданными на заводах McDonnell Douglas. Каждая боевая единица постоянно обменивается данными с другими, а также с военными спутниками. Это позволяет командирам машин «видеть» поле боя и координировать взаимодействие друг с другом.

Программное обеспечение ЭВМ на вертолетах Apache Longbow, например, позволяет одновременно держать в поле зрения до 128 целей на расстоянии до 10 км, определять наиболее опасные из них и одновременно атаковать с использованием ракет и крупнокалиберных пулеметов до 16 целей.

Составной частью концепции Network centric warfare является и система глобального позиционирования – GPS. Ее разработка началась в 1980-е годы по заданию министерства обороны США, а решающий вклад в ее создание внесла авиакосмическая корпорация Boeing. Сегодня GPS – это единственная в своем роде система, базирующаяся на 30 навигационных спутниках и охватывающая весь мир. Приемниками GPS оснащен весь подвижной состав американской армии вторжения, и каждый пехотинец может с точностью до 1 м определить свое местоположение. Пехота располагает также лазерными биноклями для определения координат целей и имеет возможность в случае необходимости передавать информацию по радио пилотам боевых самолетов и вертолетов.

 

«Думающие» бомбы

Снаряды и бомбы, которые американские «ястребы» используют в Ираке, также имеют электронную начинку. Эксперт британской Janes Information Group Эндрю Коч в первую очередь обращает внимание на бомбы и крылатые ракеты с электромагнитными импульсными генераторами. Подобное оружие выводят из строя электронные приборы, не нанося вреда людям. Радиус поражения, когда речь идет, например, о компьютерных сетях противника, составляет несколько сотен метров. Примерно такой же принцип действия (цель – не люди, а оборудование) у Blackout-бомб. Они рассыпают мельчайшие магнитные частицы, которые ведут к замыканию электрических сетей.

К оружию первого удара эксперты немецкого еженедельника Wirtschaftswoche относят так называемые термобарические бомбы, при ударе о землю выделяющие облако легковоспламеняющегося газа, который способен проникнуть в любую щель. Через определенный промежуток времени второй взрыв поджигает газ. Другая разновидность – так называемые стоп-бомбы, которые в момент взрыва выпускают до 4000 стрел из сверхтвердого титана. Оба типа применяются для поражения командных центров противника и лабораторий по созданию химического и бактериологического оружия, наличие которого американцы предполагают в Ираке. Однако подобные бомбы представляют собой большую опасность для гражданского населения.

Для уничтожения расположенных глубоко под землей командных бункеров США намерены применить самое крупное из обычных взрывных устройств, которое в армии называют «матерью всех бомб». Официальное название – Massive Ordnance Air Blast, а весит бомба 9,5 т.

Большое значение американские военные придают возможности испытать лазерное оружие. Например, лазерные системы наведения применяются в бомбах Sensor-Fuzed. Их сбрасывают на парашютах, причем каждая имеет по четыре небольших заряда. Такие взрывные устройства применяют для поражения танковых соединений и транспортных колонн. Лазеры выискивают цель и обеспечивают точное наведение. 30 подобных бомб могут на территории 12 га поразить все движущиеся объекты, их относят к стандартному вооружению американских штурмовиков A-10 Warthog.

ВВС США для иракской войны получили новую ракетную систему, которая называется Joint Air-to-Surface Standoff Missile. Координаты объектов на установку приходят со спутников, ракеты оснащены инфракрасной системой наведения и могут поражать цели на расстоянии до 320 км.

 

Бессмысленные рекомендации

Основная проблема при применении интеллектуального оружия состоит в том, что многие его системы пока находятся в стадии разработки. При этом особенно опасны нарушения в информационном взаимодействии систем. Немецкий еженедельник Wirtschaftswoche утверждает, что в Афганистане США по той же самой причине потеряли половину из 12 применявшихся там беспилотных самолетов-разведчиков типа Predator и два самолета Global-Hawk. Тогда дошло до запрета полетов Global-Hawk над Афганистаном. Дело в том, что, если локальные армейские компьютерные системы получают больше информации, чем могут обработать, а также если эта информация противоречива, они начинают выдавать бессмысленные рекомендации. Их программное обеспечение явно отстает от реальных потребностей. И наконец, отмечает Wirtschaftswoche, аппаратура российского производства (а по оценкам ЦРУ, такой аппаратурой может быть оснащена иракская армия) способна изменить показания спутников, блокировать GPS и свести к нулю все преимущества точного определения целей.