Первая ласточка

18.07.200500:00

Японский холдинг Sumitomo приобрел российского контент-провайдера SPN Digital. Японцы оценили бизнес SPN Digital в сумму $20 млн. Представители холдинга сообщили, что ими был куплен пакет акций SPN, превышающий по своим размерам блокирующий. Новые инвесторы поставили перед компанией достаточно амбициозные задачи. К 2007 году компания SPN Digital, по их мнению, должна достигнуть оборота более $80 млн. По данным «Ко», Sumitomo присматривалась к российскому рынку мобильного контента около двух лет и вела переговоры о потенциальном партнерстве со всеми ведущими игроками. Сейчас настало удачное время для инвестиций. По данным J’Son & Partners, в первом квартале 2005-го прирост рынка мобильного контента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 80%. В 2004 году контент-провайдеры заработали $300 млн, в 2005-м этот сегмент достигнет объема $500 млн. К 2010 году, по оптимистическому прогнозу, оборот индустрии мобильного контента может составить $4,5 – 5 млрд.

Конкуренты SPN Digital считают, что вслед за Sumitomo в Россию скоро придут другие крупные инвесторы из-за рубежа. «Особого влияния на российский рынок контент-услуг данная сделка не окажет, местные крупные игроки встречаются с западными инвесторами с конца прошлого года, – говорит Станислав Борисов, исполнительный директор компании «Никита». – Ни цена компании, ни сумма сделки не бьют рекордов, особой опасности для лидеров такой ход не представляет, особенно в свете скорого выхода на рынок более крупных западных игроков, например Bonjorno». Генеральный директор холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев напоминает, что японцы далеко не первые, кто пробовал заработать на российском ИТ-рынке. «Скорее всего, эта сделка – одна из первых ласточек, и следует ожидать появления в стране западных игроков – Jamba, Bonjorno и других, – говорит он. – У тандема Sumitomo и SPN Digital есть хорошие шансы проявить себя, но не будем забывать, что до этого большие западные Интернет-компании уже приходили в Россию, но затем уходили».

Бокарев считает, что будущее SPN Digital зависит от выбранной стратегии: если основная модель будет основана на мобильном контенте и его массированном медийном продвижении, то в краткосрочной перспективе заявленные планы вполне реальны. Но это лидерство будет подвержено значительным рискам, связанными, в том числе, с приходом других западных компаний, обладающих большими рекламными бюджетами. В результате гонки бюджетов в выигрыше окажутся только масс-медиа и операторы.

Станислав Борисов говорит, что позиции SPN Digital достаточно уязвимы. «Sumitomo постарается воспользоваться и существующей командой, и основным конкурентным преимуществом SPN Digital – очень тесными связями с BeeOnLine (проект компании «Вымпелком». – Прим. «Ко»). Невысокие объемы продаж SPN через МТС и «МегаФон» говорят об опасностях такого подхода. В случае охлаждения взаимоотношений с «Вымпелкомом» данное преимущество может быть легко утеряно».

Планы Sumitomo распространяются и на российский телекоммуникационный сектор. Как сообщил старший менеджер группы нового бизнеса и инвестиций Sumitomo Катсуя Катшики, корпорация приобрела 50% WiMAX-оператора «Престиж-Интернет». Компания владеет лицензиями на предоставление услуг доступа в Интернет на базе технологии WiMAX в 27 городах России. «Престиж-Интернет» планирует начать работу в октябре этого года, предлагая свои услуги в основном жителям элитных коттеджных поселков. Также Катшики заявил, что Sumitomo готова инвестировать до $100 млн в покупку блокпакетов российских сотовых операторов. Так как блокпакеты операторов «большой тройки» стоят существенно больше, речь, видимо, идет о поволжской компании СМАРТС, заявившей недавно о готовности продать блокпакет стратегическому инвестору.