Первоапрельская история
В Банке России тоже умеют шутить, правда, весьма специфично. Аккурат к 1 апреля нынешнего года ЦБ приготовил российским банкирам оригинальный подарок – новые правила бухгалтерской отчетности. Несмотря на очевидные послабления в выполнении требований ЦБ, главным результатом нововведения станет ужесточение банковского надзора.
Бухгалтерские нормативы являются наиболее универсальным инструментом измерения устойчивости банковского бизнеса, наиболее формализованным и понятным для большинства экономистов во всем мире. В частности, большая часть применяемых ЦБ нормативов рекомендована Базельским комитетом по банковскому надзору.
Текущее изменение нормативов, характер риторики руководства ЦБ говорит об ужесточении банковского надзора в России. От банков будут требовать не только ежедневного формального выполнения нормативов, но и выполнения их по существу. Перевод целой группы нормативов в оценочные, послабления по нормативам ликвидности менее значимы для банков, чем ужесточение оставшихся обязательных нормативов. Усиление банковского надзора указывает на ослабление позиций стоящих за банками финансово-промышленных групп и, быть может, на существенные подвижки в структуре банковского бизнеса.
В 2002 – 2003 годах многие крупные банки, исчерпав свой рост на материнских ФПГ, активизируются на розничном сегменте рынка банковских услуг. Наиболее явно такие заявления сделали Альфа-банк и Гута-банк, не отстают и другие. За каждый из двух последних лет объем частных вкладов в крупных негосударственных банках почти удваивался, а это крайне агрессивный рост и передел рынка. Доля частных вкладов, приходящихся на Сбербанк, снизилась с 85% на конец 1999 года до 65% на конец прошлого года и еще снизится до 50% к концу 2006 года. Многие банки привлекли частных вкладов заметно больше собственного капитала и вышли за норматив Н11. Западные банки списали свои потери 1998 года и наращивают объемы кредитования российских банков, после присвоения России инвестиционного рейтинга поток западных межбанковских кредитов увеличится еще больше.
При столь бурном росте привлечения российских и западных денег отечественные государственные и монетарные власти начинают опасаться за судьбу банковской системы. Столь бурно расти можно несколько лет, но затем темпы роста снизятся, наступит период стабильности. Банки привыкнут к агрессивному росту и могут не успеть перестроить свою политику в области ликвидности и рисков. К 2007 году показатели работы крупных частных банков в разы превысят аналогичные показатели 1998 года.
Неплатежеспособность в течение одного-двух лет двух-трех крупных банков вполне может привести к ощутимой дестабилизации банковской системы. Частники и западники хорошо помнят уроки 1998 года и начнут выводить свои деньги из негосударственных банков очень быстро. Государство, дабы не разбазаривать бюджетные деньги, мало поддержало частные банки в 1998 году и вряд ли поддержит их в будущем. Руководителям страны и ЦБ выгоднее сейчас усилить банковский надзор, предотвратить пагубные явления, чем потом за них расплачиваться имиджем или бюджетными средствами. Понимая это, власти усиливают давление на финансово-промышленные группы и их модель банковского бизнеса.
Теория и практика
Перейдем от политэкономии к микроэкономике и рассмотрим на нескольких простых примерах, в чем смысл агрессивной политики банков и выгоды от ослабления нормативов ликвидности. За счет более рисковой политики управления ликвидностью банк имеет больше доходных активов и зарабатывает больше. Агрессивную политику могут проводить большинство банков в рамках надзорных послаблений или единицы за счет некоторой ретуши своих балансов. Агрессивный банк второго типа заработает больше своих коллег-конкурентов, больше инвестирует в свои кадры и инфраструктуру, расширит тем самым свою долю рынка за счет менее агрессивных банков. Поэтому важно, чтобы нормативы выполняли все одинаково, и жесткость надзора со стороны Банка России также должна быть одинаковой для всех.
Возьмем норматив мгновенной ликвидности (Н2), порог которого снижен с 20% до 15%, и определим, что значат эти 5 процентных пунктов для крупного банка. Мгновенная ликвидность – это деньги в кассе или на счетах в Банке России, не приносящие дохода. Против них стоят обязательства до востребования – средства на текущих счетах предприятий и населения, бюджетных учреждений и банков-корреспондентов. Таковых, по данным Банка России, 22,8% всех пассивов системы коммерческих банков. Для крупного банка с активами, например, 80 млрд руб. послабления норматива мгновенной ликвидности обернется ростом работающих активов на 900 млн руб. и ростом процентных доходов минимум на 90 млн руб. в год. Порядка 10% доходности сейчас обеспечат низкорисковые и относительно ликвидные вложения в облигации, овердрафты предприятиям или межбанковские кредиты.
Порог норматива текущей ликвидности (Н3) снижен с 70% до 50%. В рамках собственных моделей управления ликвидностью банки рассчитывают так называемый показатель лояльности вкладчиков. По этому показателю получается, что свыше ¾ вкладчиков не приходят за своим вкладом в день его окончания и договор вклада автоматически пролонгируется. Банк на это рассчитывает и удлиняет свои активы относительно пассивов значительно больше установленных Банком России 50%. У нашего условного банка ресурсы формально короткие: депозиты на 3 – 6 месяцев, то есть в среднем 4 месяца. Срок кредитного портфеля при 70% значении норматива текущей ликвидности можно увеличить с 4 до 5,7 месяца, тогда как при 50% значении – до 8 месяцев. Ставка по кредитам на 8 месяцев будет как минимум на 1% выше, чем по кредитам меньше 6 месяцев. Кредитный портфель такого банка будет составлять порядка 60% активов, и банк дополнительно получит 500 млн руб. процентного дохода.
Расчеты дали достаточно существенные величины, сопоставимые с годовой прибылью одного частного банка. На такие деньги можно открыть несколько полнофункциональных допофисов в Москве и филиалов в других крупных российских городах, можно отлично модернизировать автоматизированную банковскую систему. Теперь представим, насколько выиграет в конкурентной борьбе у своих более осторожных конкурентов банк, проводящий рисковую политику в области управления ликвидностью в течение 3 – 5 лет. В общем, послабления Банка России по нормативам ликвидности, оправданные опытом самих банков и растущим рынком, позволят большинству банков больше зарабатывать.
О намерении Банка России поддержать рост банковского бизнеса говорит и перевод в оценочные целой группы нормативов, ограничивавших привлечение частных вкладов и средств западных банков, выпуска собственных векселей. Большинство крупных частных кредитных организаций уже уперлись в пороговые значения этих нормативов, вынуждены искусственно ограничивать свой бизнес или тихо нарушать эти нормативы. Следует представить другое расхожее среди банкиров мнение. Исключенные из состава обязательных нормативы есть наше российское изобретение, не характерное для банковского надзора развитых стран.
Действительно, ограничение вексельных обязательств было введено во время расцвета схем вексельного кредитования, когда банковские векселя реально составляли конкуренцию в денежном обращении рублю и мешали взыскивать налоги. Ограничения на привлечение частных вкладов были результатом частых банкротств банков и больших потерь вкладчиков. Тогда было проще ограничить приток вкладов в частные банки, чем усиливать надзор. Ограничение на привлечение средств западных банков является мерой предотвращения кризиса 1998 года, ограничением движения спекулятивного иностранного капитала. Макроэкономическая ситуация и банковская система в 2004 году явно лучше, чем в 1990-е годы, и послабления Банка России выглядят оправданными.
Цена компромисса
Несмотря на видимые послабления нормативов, ЦБ по-прежнемуобладает достаточным набором инструментов для жесткого контроля банков. В составе обязательных остается половина экономических нормативов, включая Н1 (достаточности собственных средств). Бурное развитие банков всего за несколько лет упрется в этот норматив и, следовательно, не сможет наращивать рисковые активы, а значит, привлекать больше денег и больше зарабатывать. ЦБ жестко указывает на то, что будет усиливать контроль за капиталами в их существующем размере и при дополнительной эмиссии акций. Таким образом, новая редакция Инструкции №1 для коммерческих банков является скорее результатом размена, компромисса между государством и крупными банками с их финансово-промышленными группами. По существу ключевые нормативы, требование их соблюдения усиливаются в обмен на снятие некоторых ограничений роста банковского бизнеса. Судя по логике, длительному обсуждению новаций в экономических нормативах, стороны обоюдно стремились к компромиссу.
Будем надеяться, что за несколько лет банки отработают сиюминутные потери от снижения агрессивности своей политики развития. Отсутствие банкротств крупных частных кредитных организаций является одной из ключевых основ роста ресурсов банков и снижения их стоимости, ослабления монопольного положения Сбербанка. Быстро увеличивая свой бизнес, банки не должны накопить проблем, чтобы не пострадать после того, как бурный рост сменится стабильностью.
Очень важно, чтобы усиление надзора было всеобщим, а не избирательным, чтобы не произошло передела рынка. Выполнение экономических нормативов не панацея от банковских крахов, а простой и понятный, но примитивный инструмент. Банковская система намного сложнее и разнообразнее, чем полтора десятка формализованных показателей.
СПРАВКА
Согласно новой редакции инструкции экономические нормативы разделены на обязательные и оценочные. В составе обязательных остались такие наиболее важные и всемирно признанные нормативы, как, например, достаточность капитала (Н1), ликвидность (Н2-Н5), риск крупных кредиторов и заемщиков (Н6-Н8), а также вложения в акции предприятий (Н12). В разряд оценочных переведены нормативы с Н9 по Н14, в основном отечественного происхождения, ограничивавшие привлечение вкладов (Н11), денег от западных банков (Н11.1), выпуск собственных векселей (Н13) и т.п. Снижены значения двух нормативов ликвидности: мгновенной ликвидности (Н2) с 20% до 15% и текущей ликвидности (Н3) с 70% до 50%. Внесены изменения в методику расчета норматива достаточности собственных средств (Н1).
Рассчитывать и соблюдать экономические нормативы теперь надо ежедневно, отчитываться об этом Банку России – по-прежнему ежемесячно.
КОНЕЦ СПРАВКИ