Top.Mail.Ru
архив

Первым делом - самолеты

Когда уже на склоне лет у трижды Героя Социалистического Труда, кавалера многих орденов и неоднократного лауреата всевозможных государственных премий авиаконструктора Андрея Туполева спрашивали, почему он не пишет мемуаров о своей весьма насыщенной жизни, он отвечал: "Я не пишу - я делаю".

 Андрей Туполев
За годы работы в отечественном авиапроме Туполев разработал более ста моделей военных и гражданских самолетов, на которых было установлено в общей сложности 78 мировых рекордов и совершено несколько уникальных для своего времени перелетов.

Андрей Туполев был одним из многочисленных детей домохозяйки, которая, впрочем, владела двумя иностранными языками, играла на рояле и большую часть времени посвящала образованию и воспитанию своих отпрысков. Отец Андрея имел диплом о высшем юридическом образовании, но за участие в антиправительственных выступлениях попал под негласный надзор полиции и мог занимать лишь должность нотариуса.

В 1876 г. отец приобрел небольшой участок земли возле села Пустомазово в Тверской губернии, где 29 октября 1888 г. и родился будущий авиаконструктор. В 1901 г. Андрей, получивший начальное образование дома, поступил в гимназию в Твери. Выпустившись весной 1908 г., он осенью того же года стал студентом механического факультета Московского технического училища.

Выбор будущей профессии определился, когда юноша стал посещать курс лекций по воздухоплаванию, который с 1909 г. в этом учебном заведении читал "отец русской авиации" Николай Жуковский. Помимо теоретической подготовки, для студентов работал воздухоплавательный кружок, где молодые люди старались применить полученные знания на практике. Уже в 1910 г. Андрей Туполев разработал и построил аэродинамическую трубу и деревянный планер, вполне годившийся для перелетов с товарищами через реку Яузу. Но вскоре последовали арест и исключение из училища за участие в революционных сходках и распространение листовок, так что к учебе удалось вернуться лишь спустя три года. С 1915 г. и до самой революции Андрей Туполев работал на заводе компании "Дукс" в должности начальника отдела строительства гидросамолетов и активно сотрудничал с Жуковским, став его ближайшим учеником и последователем.

Степень инженера-механика Туполев получил уже при советской власти, в июне 1918 г., после защиты с отличием проекта "Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах". Совсем скоро дипломированного специалиста пригласили на работу в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), где с 1919 г. он занимался разработкой аэросаней, а впоследствии глиссеров и легких катеров. Построенный в 1923 г. под руководством Туполева цельнометаллический глиссер при моторе мощностью 30л.с. показал на испытаниях скорость 21,5узла (40км/ч). В 1927 г. свет увидел торпедный катер "Первенец", способный разгоняться до 100км/ч по тихой воде и, помимо торпеды, вооруженный пулеметом и оснащенной ночным прицелом и приемо-передающей радиостанцией, что было ново по тем временам.


Агитация с воздуха

Несмотря на загруженность разработкой водных и сухопутных видов транспорта, основным видом деятельности Андрея Туполева всегда было создание самолетов. Здесь ему весьма пригодились знания, полученные при конструировании скоростных катеров, выполненных целиком из дюралюминия. Изучив свойства сплава и методы конструирования из него, Андрей Туполев стал всемерно продвигать идею постройки цельнометаллических самолетов (для этого нужно было всего лишь наладить производство дюралюминия в Стране Советов).

Первый самолет, где Туполев применил этот сплав, назывался АНТ-1. Машина была готова в 1923 г. и представляла собой небольшой спортивный самолетик смешанной конструкции (некоторые детали остались деревянными). Следующее творение появилось годом позже (уже целиком из металла). На АНТ-2 можно было перевозить двух-трех пассажиров со скоростью 170 км/ч. Прошло еще немного времени, и 25 ноября 1925 г. в воздух поднялся первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). Этот самолет строился серийно до1932г. и состоял на вооружении Красной армии до 1936 г. На АНТ-4 было поставлено два мировых рекорда по продолжительности перелета с грузом: первый полет с полезной нагрузкой 2054кг длился 4 часа 15 минут, а во втором случае за 12 часов самолет пролетел 2000 км с грузом в тонну.

23 августа 1929 г. стартовал перелет на АНТ-4 по маршруту Москва - Нью-Йорк через Петропавловск-Камчатский. Экипаж под командованием Семена Шестакова успешно преодолел за 137 летных часов более 21 000км, изних около 8000 км было пройдено над океаном. Позднее летчик Анатолий Ляпидевский вывозил челюскинцев с льдины именно на АНТ-4. Вдальнейшем тема тяжелой бомбардировочной авиации получила свое развитие в АНТ-6 (ТБ-3), разработка которого началась в 1926г. и закончилась в 1930 г. Четырехмоторный цельнометаллический АНТ-6 на момент выпуска стал самым большим в своем классе. Кстати, на нем были установлены двигатели уже отечественного производства (на всех предыдущих машинах Туполева моторы стояли импортные).

СССР стал единственной страной, массово производившей самолеты такого размера, всего было выпущено 818 АНТ-6. Эта крылатая машина принимала участие в военных конфликтах с участием СССР до начала Второй мировой, и даже после снятия с вооружения в 1939 г. АНТ-6 применялся большую часть войны в качестве транспортного и десантного самолета.

Нельзя не отметить и самолеты, построенные под руководством Андрея Туполева в единственном экземпляре в агитационных целях или для достижения всевозможных рекордов. В 1932 г. группа литераторов во главе с Михаилом Кольцовым выдвинула идею построить огромный агитационный самолет и назвать его "Максим Горький" в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности писателя. Был сформирован специальный комитет, в кратчайшие сроки собравший на проект 6млн руб. народных денег. 3 апреля 1934г. восьмимоторный гигант АНТ-20 "Максим Горький" был готов и 17 июня совершил свой первый полет. Туполев был настолько уверен в своем детище, что практически без испытаний, уже через два дня "Максим Горький" принял участие в воздушном параде в центре Москвы. На огромном самолете катали Антуана де Сент-Экзюпери во время его визита в СССР и подняли 10, а потом и 15 тонн груза на высоту 5 км, установив мировой рекорд грузоподъемности.

Другим уникальным самолетом конструкции Андрея Туполева был АНТ-25 - на нем совершали свои знаменитые дальние беспосадочные перелеты Михаил Громов и Валерий Чкалов.


Особый режим

21 октября 1937 г. Андрея Туполева арестовали прямо в рабочем кабинете по обвинениям во вредительстве, внедрении, как было написано в документах, "порочных американских технологий", организации "русско-фашистской партии", срыве сроков постройки новых самолетов и поместили в Бутырскую тюрьму. В 1939 г. его, еще не осужденного, перевели в Особое техническое бюро при НКВД СССР, располагавшееся в подмосковном поселке Болшево, где к тому времени уже работали авиаконструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев и Роберто Бартини. Позднее это закрытое учреждение с полутюремным режимом было преобразовано в ЦКБ-29 НКВД, куда по просьбе Туполева из лагерей перевели еще около двухсот инженеров и конструкторов авиатехники, среди которых был и будущий создатель космических ракет Сергей Королев. В стенах этого учреждения в предвоенные годы под руководством Туполева было разработано несколько самолетов, активно применявшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них Пе-2, ставший самым массовым фронтовым бомбардировщиком СССР, Ту-2 (АНТ-58) - бомбардировщик, развивавший скорость до 640 км/ч, то есть летавший быстрее истребителей того времени, и Пе-8 (АНТ-42) - самолет дальнего действия, на котором в 1941 г. советские летчики совершали налеты на Берлин, а министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в 1942 г. летал с визитом в США.

Андрей Туполев вышел на свободу в самом начале войны, но окончательной реабилитации добился лишь в 1955 г.


Реактивный прорыв

В августе 1945 г. США сбросили атомные бомбы на японские Хиросиму и Нагасаки с самолета B-29 Superfortress. Некоторое количество таких самолетов к моменту окончания Второй мировой оказалось на территории СССР. Дело в том, что, согласно союзническому договору, поврежденные во время налетов на Японию американские бомбардировщики могли совершать посадку на советских дальневосточных аэродромах. Экипажи этих машин немедленно отправлялись на родину, но сами самолеты под разными предлогами задерживались.

В итоге в 1945 г. Иосиф Сталин приказал остановить все отечественные разработки дальних бомбардировщиков и скопировать B-29, что и было сделано под руководством Туполева. Машина выпускалась как Ту-4 и увидела свет в 1949 г. Рассказывают, что копирование американского самолета было столь тщательным, что висевший в кабине прототипа фотоаппарат, забытый пилотом, получил отечественный аналог, хотя никакого практического применения не имел.

После копирования В-29 Андрей Туполев к 1952 г. разработал и оригинальный самолет, ставший эпохальной вехой в советской авиации. Ту-16 был первым отечественным реактивным дальним бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие и остававшимся в строю рекордно долгий срок: самолет применялся во время войны в Афганистане и окончательно "ушел на покой" лишь в 1993 г. Более того, лицензионные Ту-16 под названием H-6 до сих пор стоят на вооружении ВВС Китая.

Этот самолет открыл еще и эру пассажирской реактивной авиации в СССР: на его базе в 1954 г. был построен первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104. Опыт переоборудования военной техники для гражданских нужд пригодился Туполеву еще раз при создании первого советского межконтинентального пассажирского лайнера Ту-114. Вего силуэте угадывается облик стратегического бомбардировщика Ту-95, с которого была сброшена знаменитая "Царь-бомба". Под руководством Андрея Туполева впоследствии было сконструировано еще несколько типов гражданских и военных самолетов, и часть из них успешно эксплуатируется до сих пор.

Биография Туполева во многом типична для советского времени и разительно отличается от биографий талантливых авиаконструкторов на Западе. Он не заработал состояния, если не считать Ленинской и пяти Государственных премий. О патентной защите его идей нечего было и думать, плоды работы его интеллекта принадлежали государству, отношения с которым у Андрея Туполева, как показывает вся его жизнь, складывались в разные периоды очень по-разному.


"Мать Кузьки"

Угроза Никиты Хрущева (на фото он вместе с Андреем Туполевым)показать капиталистам неведомую им "кузькину мать" привела, в частности, к тому, что именно так прозвали самую мощную из когда-либо испытанных термоядерных бомб, разработанную в СССР в 1954-1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР Игоря Курчатова во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики. По оценкам, мощность взрыва составила от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента. К разработке этого оружия непосредственное отношение имел академик Андрей Сахаров.

Испытания бомбы проходили в 1961 г., а в качестве носителя использовался переоборудованный бомбардировщик Ту-95.

Вес бомбы и ее габариты потребовали переделки всей подвесной системы самолета и расширения бомболюка. 30 октября 1961 г. бомба была сброшена на парашюте с высоты 10 000 м на полигоне Сухой Нос. Через 188 секунд произошел взрыв. Огненный шар от взрыва составил в диаметре 4,6 км, а световое излучение от него, согласно показаниям приборов, могло вызвать ожоги на расстоянии до 100 км. Высота ядерного "гриба" равнялась 67 км, диаметр - более 90 км. Звуковая волна распространилась на 800 км, ощутимые сейсмические колебания трижды обогнули земной шар. Также на многие сотни километров в течение 40 минут отсутствовала какая-либо радиосвязь.