Первый монополист
Разумеется, человек, заработавший баснословное состояние на нефти, к тому же во времена жесточайшего естественного отбора на заре нефтяного бизнеса, не отличался моральной безупречностью. Рокфеллера обвиняли в нарушениях антимонопольного законодательства, в коррупции и беспринципности. Ему это, впрочем, не мешало.
С чего начинались миллиарды
В 1853 году семья переехала в Кливленд, где молодой человек закончил бизнес-курсы в коммерческом колледже и нашел первую настоящую работу, устроившись учеником бухгалтера в местную торговую фирму Hewitt & Tuttle. Зарплата будущего миллионера за первые три месяца составила $50, причем уже в те годы воспитанный в баптистских традициях Джон жертвовал на благотворительность 6% своего заработка. Первая работа, по оценке самого Рокфеллера, научила его многим полезным вещам. Например, высчитывать транспортные расходы, что впоследствии очень ему пригодилось. Зарплата Джона росла, но он считал, что заслуживает большего. К 1859 году вместе с приятелем Морисом Кларком они накопили больше тысячи долларов и открыли собственный торговый бизнес, который пошел довольно бойко: в разгар войны между Севером и Югом войска северян закупали крупные партии зерна и свинины.
И все-таки – нефть!
Технологическим процессом руководил химик Сэмюэль Эндрюс, имевший опыт работы с горючим сланцем. Сам же Рокфеллер отвечал за бизнес-составляющую. И с самого начала он настаивал на том, чтобы вся прибыль шла на развитие: уже тогда Джону было ясно, что у нефти – большое будущее. Имея это в виду, он не стал участвовать в Гражданской войне, а нанял вместо себя солдат и сделал пожертвования в фонд армии северян – в компании его просто некем было заменить.
Изложенная в 1859 году в труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов» теория естественного отбора как нельзя лучше подходит для описания и понимания того, что и как происходило в то время в нарождавшейся нефтяной отрасли США. Из-за резкого роста добычи цены на нефть очень сильно колебались. Например, в 1864-м их разброс составил $8 за баррель. К трудностям из-за волатильности цен надо прибавить проблемы с транспортировкой – железнодорожные компании пользовались обострявшейся среди нефтепереработчиков конкуренцией и бессовестно «задирали» тарифы.
Поскольку все, что было связано собственно с нефтью, контролировать не представлялось возможным, Рокфеллер сделал ставку на другие ресурсы. В первую очередь нужно было уменьшить стоимость самой нефтяной тары – баррелей, каждый из которых в то время стоил больше $2. Партнеры наладили свое производство и снизили себестоимость барреля более чем вдвое. Кроме того, справедливо рассудив, что лучший путь к увеличению прибыли – это расширение производства, Рокфеллер взял кредит на еще один завод, названный им Standard Works. Это решение рассорило его с Кларком, возражавшим против увеличения долгового бремени.
В 1865-м Джон Рокфеллер продал Кларку свою долю в фирме Clark & Rockefeller, продолжавшей торговать продуктами, и полностью сконцентрировался на нефти. К этому времени его первый НПЗ стал крупнейшим в Кливленде, ежедневно производя более 500 баррелей. К 1869 г. производительность увеличилась до 1500 баррелей в день. Это был благоприятный момент для развития экспорта – в Европе нефтепродукты пользовались все большей популярностью, и дальновидный Рокфеллер начал к тому же налаживать экспорт керосина, поставив на это дело своего младшего брата Уильяма.
Уступайте или ...
В 1867 году Рокфеллер пригласил в партнеры успевшего заработать небольшое состояние на торговле алкоголем и зерном Генри Флэглера, и новая фирма стала называться Rockefeller, Andrews & Flagler. А в 1870-м братья Рокфеллеры, Эндрюс, Флэглер и компаньон Стивен Харкнесс, принимавший только финансовое участие в мероприятии, основали компанию Standard Oil, выросшую впоследствии в многомиллиардную корпорацию. Джон Рокфеллер стал президентом Standard Oil, а Флэглер оказался очень полезен в переговорах с железнодорожниками: отчасти благодаря именно его умению добиваться выгодных условий поставки прибыль компании была выше, чем в среднем по отрасли. Флэглер, например, договорился с перевозчиком Lake Shore Railroad о 35-процентных скидках при обязательной минимальной ежедневной отправке 60 вагонов.
Кстати, этот опыт еще больше укрепил Рокфеллера во мнении, что в бизнесе размер имеет значение. Чтобы получить еще больше преимуществ в переговорах с транспортными и добывающими предприятиями, Джон решил объединить всю кливлендскую нефтепереработку в одну структуру. Standard Oil начала обращаться к более слабым конкурентам с предложениями о покупке. Переговоры велись жестко. «Продавайтесь или мы вас разорим», – читалось за каждой четко выверенной формулировкой Рокфеллера. Многие соглашались. За два года Рокфеллер купил 23 компании в Кливленде. В 1872-м объемы производства Standard Oil достигли 10 000 баррелей в день – уже в то время это был крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в США.
Дальше Standard Oil стала скупать нефтяные заводы в других частях страны, но проявила интерес и к трубопроводному бизнесу, да такой, что очень скоро именно Рокфеллер владел большинством трубопроводов. Побежденному в трубопроводной войне магнату Уильяму Вандербильту приписывают слова: «Этот Рокфеллер станет самым богатым человеком в стране».
Болезни роста
Например, в XIX веке в США корпорациям было запрещено владеть предприятиями за пределами своего штата, так что в принципе Standard Oil могла распоряжаться только бизнесом в Огайо. Чтобы обойти это требование, Рокфеллер договаривался со своими отделениями в других штатах о том, что они передадут свои активы Standard как трасту, на бумаге оставаясь независимыми.
Разраставшимся бизнесом, к тому же все более географически распределенным, становилось сложно управлять. Система корпоративного управления в то время не существовала даже в зачаточном состоянии, партнеры и сотрудники не ощущали себя частью единого целого. В соответствии с господствовавшими тогда настроениями превыше всего они ценили независимость. В умении убеждать таких людей состоял еще один талант Джона Рокфеллера. Впрочем, материальным подкреплением убеждения служили не торговавшиеся тогда на публичном рынке акции Standard Oil, которые предлагались управляющим входивших в его империю компаний. Кроме того, как считается, Рокфеллер впервые применил практику делегирования полномочий, говоря современным языком, топ-менеджерам, все-таки сохранявшим относительную самостоятельность при принятии решений.
Рокфеллер также ввел практику подготовки ежеквартальных отчетов всех подразделений для совета директоров и периодические встречи в нью-йоркской штаб-квартире. В итоге к 1877 году, по свидетельству историков, в США нельзя было заниматься нефтяным бизнесом, не получив благословения Рокфеллера. В 1879 году штат Нью-Йорк начал расследование отношений Standard Oil с железнодорожниками, но Рокфеллеру удалось замять дело, как считается, не без помощи подкупа должностных лиц.
В 1880-х в результате открытия новых нефтяных месторождений перед Standard Oil встала проблема падения цен на нефть. Рокфеллер нашел выход в еще большем укрупнении бизнеса – формировании траста, в который входила 41 компания. К 1891 году корпорация добывала уже 25% всей американской нефти. Сам Джон Рокфеллер владел 28% ее акций.
Standard Oil стала красной тряпкой для прессы и защитников бизнес-прав. Рокфеллера того времени именовали уже не иначе как «королем монополистов, царем нефтяного бизнеса», а Standard Oil нью-йоркская газета World назвала «самой жестокой, наглой, безжалостной и захватнической монополией из когда-либо существовавших в этой стране».
Власти США – в то время главой Белого дома был Теодор Рузвельт – возобновили атаки на Standard Oil и других монополистов. Откупиться уже не получалось. В 1907 году Федеральный суд признал незаконным договор о транспортных скидках Standard Oil, действовавший в штате Индиана, и наложил на нефтяную компанию штраф в $29 млн. В 1908-м назначенный лично Рузвельтом специальный прокурор Фрэнк Келлог призывал к прекращению деятельности Standard в штате Нью-Джерси. И хотя юристы корпорации довели дело до Верховного суда, последний нашел в ее деятельности нарушения антимонопольного законодательства и постановил ее прекратить. По иронии судьбы это решение Фемиды не сделало Джона Рокфеллера беднее, ведь он владел 244 500 акциями компаний треста, многие из которых по отдельности акционировались и принесли ему доход.
Последние 20 лет жизни Рокфеллер провел в своем имении во Флориде. На момент смерти в 1937 году его состояние составляло $ 1 400 000 000.