Top.Mail.Ru
архив

Первый танкер поплыл

В бухте Южная Озереевка, что под Новороссийском, 27 ноября состоялась церемония начала эксплуатации Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), созданного для экспорта нефти из Казахстана.

Напомним, что КТК был создан в 1992 году для строительства магистрального нефтепровода для транспортировки нефти с месторождений Тенгиз и Королевское. Суммарные запасы этих двух месторождений, разработкой которых занимается СП «Тенгизшевройл», оцениваются в 1,5 млрд тонн нефти.

Проект КТК был предложен правительству Казахстана и нефтяной компании Chevron фирмой Oman Oil Co. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств реализация проекта КТК долгое время откладывалась. Процесс ускорился, когда российское и казахстанское правительства приняли решение о расширении состава акционеров КТК. На сегодняшний день состав акционеров КТК выглядит следующим образом: Россия (24%), Казахстан (19%), Оман (7%), Chevron Caspian Pipeline Consortium (15%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Oryx Caspian Pipeline (1,75%), СП LUKARCO (12,5%), СП Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), Agip Int. (2%), BG Overseas Holdings (2%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%).

Консорциум завершил строительство, как и было обещано, в 2001 году, хотя сроки проведения официальной церемонии запуска магистрали переносились несколько раз. А первый танкер отошел от морского терминала в Озереевке еще 14 октября (см. «Ко» №40 от 22 октября 2001 года).

Протяженность трубы, соединившей Тенгиз и Южную Озереевку, – 1580 км. В настоящее время действует первая очередь системы, рассчитанная на перекачку 28,2 млн тонн нефти в год и обошедшаяся КТК в $2,6 млрд. К 2014 году мощность нефтепровода будет доведена до 67 млн тонн в год, что потребует дополнительных инвестиций в размере $4 млрд. До конца текущего года по системе КТК планируется переправить 1 млн тонн нефти, основными покупателями которой станут страны Южной Европы и Средиземноморья. Прибыль от эксплуатации трубопровода акционеры КТК рассчитывают получать с 2008 – 2010 года.

Пока единственным поставщиком нефти в трубопровод остается СП «Тенгизшевройл», которое к 2005 году намерено довести объемы добычи нефти на Тенгизе до 19 млн тонн в год. В перспективе ожидается транспортировка через трубу КТК нефти Карачаганакского и Кумкольского месторождений, а начиная с 2002 года – «вливание» в трубу партий российской нефти. По крайней мере, как заявил журналистам генеральный директор КТК Сергей Гнатченко, на следующий год «ЛУКойл» уже «забронировал» за собой 1,5 млн тонн.

Однако пока без ответа остается вопрос о смешении казахстанской и российской нефти. Нефть Тенгиза отличается крайне высоким содержанием серы, и СП «Тенгизшевройл» построило на месторождении установку по очистке нефти от примесей, которая превращает ее в сырье высокого качества. За счет этого тенгизская нефть продается сегодня на мировом рынке по цене, превышающей цену на смесь Brent. Российская же нефть, напротив, из-за смешения в трубе различных типов нефти превращается в дешевую смесь Urals. Впрочем, представители КТК считают, что торопить события не следует. Вводить банк качества нефти (система определения компенсации, которую платят отправители менее качественной нефти отправителям, закачивающим в трубу более качественное сырье) они собираются лишь после того, как в системе появится второй, помимо «Тенгизшевройла», грузоотправитель.

 

Еще по теме