Первый тайм вы уже проиграли
Герман Греф, руководитель Фонда стратегических разработок, человек, которого считали потенциальным кандидатом на место главного экономического идеолога будущего российского правительства, окончательно расписался в том, что затея родить очередную национальную идею или программу развития страны на ближайшие десять лет провалилась.
Главным индикатором этого стало его заявление о том, что внесенный правительством и утвержденный Думой в первом чтении пакет законопроектов о регулировании внешнеэкономической деятельности, предусматривающий, по сути дела, возврат к советской административно-распределительной системе, прошел мимо тех людей, которые считали себя потенциальными творцами экономической идеологии правительства. То есть более искушенные в практических делах чиновники переиграли "яйцеголовых".
В то время как потенциальные идеологи вещали с экранов телевизоров о необходимости поисков новых, нетривиальных путей продолжения российских реформ, на многочисленных встречах с иностранными инвесторами убеждали последних в том, что "дайте только срок" и в России все будет замечательно, те люди, которые сегодня реально обладают властью и возможностями принятия решений, предпринимали активные действия по закреплению своих воззрений на будущее российской экономической политики.
Уже всем стало очевидно, что если возглавляемый Грефом центр и мог бы создать некий документ, то он мог бы представлять ценность в одном из двух случаев: либо подготовленный документ становился бы предвыборной программой Путина, либо же на базе фонда Грефа - Путина формировалось будущее российское правительство, которое могло получить три-четыре месяца на подготовку и взаимоувязку практических решений (законопроектов, постановлений, указов), то есть провести ту работу, на которую у реальных министров всегда не хватает времени.
Первый путь мог быть оправдан только в том случае, если бы Владимир Путин отказался от услуг кремлевских спичрайтеров и захотел бы дистанцироваться от представителей предыдущей администрации, хотя все равно непонятно, зачем нужно было создавать специальную организацию и так ее рекламировать. Второй путь, изначально более сложный, но более целесообразный с точки зрения его реализации, требовал от премьер-министра досрочного формирования будущего костяка правительства, что, в свою очередь, входило в конфликт с предвыборной установкой - стать президентом всех россиян и как можно дольше скрывать свои истинные взгляды и жизненную позицию. Предвыборные интересы победили: Владимир Путин стал безусловным фаворитом гонки, поддерживаемым подавляющим большинством политических сил. Единственное, что может для него несколько смазать радость победы, - необходимость дважды идти на избирательные участки.
В ситуации такого непростого выбора перед Центром стратегических разработок была поставлена задача неимоверной сложности - разработать программу, которая явилась бы отражением всех существующих точек зрения и удовлетворила бы интересы и чаяния всех избирателей. Только на ознакомление со всеми точками зрения фонд Путина потратил полтора-два месяца, после чего был сделан очевидный вывод: невозможно сделать так, чтобы всем было хорошо и все были довольны. В результате работа центра приобрела характер научно-практического семинара, где обсуждаются важные проблемы, но в силу отсутствия на таких семинарах людей, обладающих правом принятия решений, дальше дискуссий дело не идет.
Логика же политического процесса заставляет многих думать не о выборах президента и написании идеологических документов, а о более интересном и более значимом для экономики действии - о формировании правительства, которое, безусловно, гораздо в большей степени будет заниматься практическими вопросами. Очевидно, что именно сейчас внутри правительственных и президентских структур идет яростная работа локтями за право остаться или оказаться в вожделенных кабинетах после 26 марта, мало кто из участников этой борьбы готов пожертвовать своим местом ради идеи, даже рожденной Центром стратегических разработок.
Не менее хорошо известно и то, что кандидат на любое место во власти должен убедить лицо, принимающее решение, в том, что именно он (этот кандидат) не только соответствует критериям преданности, но и представляет, что и как нужно делать. Сложно ответить на вопрос, что будет более важно в России после 26 марта - первое или второе, но несомненно, что в кремлевско-белодомовских кабинетах толпятся люди, прекрасно умеющие доказать свою преданность, а в фонде Грефа встречаются те, кто знает, что нужно делать.
Мой прогноз неутешителен: Центр стратегических разработок проиграл борьбу объединенной бюрократии, он не смог стать ни идеологическим центром, ни костяком нового правительства. Греф сделал свое дело - отвлек или привлек внимание общественности, - он должен "умереть". Истинные решения будут готовиться и приниматься не в доме на Якиманке, а в министерских кабинетах, что, впрочем, абсолютно правильно и логично: программы должны готовить те, кто их будет выполнять.
Только после такого вывода надежд на вменяемую экономическую политику правительства президента Путина остается все меньше и меньше. Те люди, которые его окружают сегодня, повседневно рапортуют ему о своих успехах и процветании экономики, забыв сообщить о том, что все это базируется на высоких мировых ценах на нефть. Которые уже начали падать.
Еще по теме




