Первый цифровой: «Атомайз» выпустил первые ЦФА на палладий
Российская токенизационная платформа «Атомайз» объявила о выпуске первого цифрового финансового актива (ЦФА). Это случилось вскоре после подписания президентом закона, регулирующего оборот таких активов в стране. Первые ЦФА выпущены на палладий, который в компании назвали привлекательным продуктом для инвестиций. Ожидается, что интерес к инструменту проявят как российские инвесторы, так и клиенты из-за рубежа.
О новом продукте в своем портфеле «Атомайз» сообщила в понедельник, 18 июля. Представители платформы объявили о старте серии выпусков ЦФА на драгоценные металлы. Первыми из них стали ЦФА на палладий.
«Инвестиционная новизна продукта реализована в праве на денежное требование, эквивалентное рыночной стоимости палладия. Палладий не являлся общедоступным активом на рынках в России, а на платформе "Атомайз" представлен в формате нового вида финансовых инструментов, позволяющих как закупки, так и инвестирование», — пояснили в компании.
Первым эмитентом ЦФА выступил фонд GPF Investments, а первыми инвесторами — брокер «Вектор Икс» и Росбанк. Эта кредитная организация ранее стала первым банковским партнером «Атомайза».
«Дебютная инвестиционная сделка с использованием ЦФА в России подтверждает возможность активного развития финансового рынка с помощью технологий распределенного реестра. Токенизация прав на драгоценные и редкие металлы, другие сырьевые активы — это новый инструмент для самых широких категорий инвесторов, который, например, может стать очень интересной альтернативой вложениям в валюту», — заявила первый зампред правления Росбанка Перизат Шайхина.
Кто победит: токен или криптовалюта
«Атомайз» — первая токенизационная площадка в России. Одним из инвесторов проекта выступает инвестиционная компания Владимира Потанина «Интеррос». Площадка позволяет токенизировать товары, услуги, финансовые обязательства и даже сырье. В начале февраля она первой в стране получила от Центробанка статус оператора информационной системы по управлению ЦФА.
«Российский бизнес давно ждал этого дня. На протяжении двух лет я лично, "Интеррос", наши коллеги по РСПП, представители ЦБ и Минфина напряженно работали над законом о цифровых финансовых активах. Необходимость его принятия была обусловлена как потребностями бизнеса, так и всей логикой развития мировой "цифровой" экономики, в которой Россия может и должна занять не просто равное, но и, как я считаю, лидирующее положение», — отметил Потанин.
Он подчеркнул, что в отличие от ничем не обеспеченной криптовалюты, где технология блокчейн используется для максимальной анонимизации, индустриальные токены подкреплены физическими активами. Применение же блокчейна делает транзакции надежными, удобными и прозрачными.
«Это и есть те главные конкурентные преимущества, с помощью которых токен победит криптовалюту, вытеснит ее на обочину цифровой экономики», — пояснил Потанин.
Сами ЦФА — это цифровые права, которые включают требования денег, права по ценным бумагам и передаче их требования, а также участие в капитале непубличных акционерных обществ. Как и криптовалюты, ЦФА функционируют на основе блокчейна, однако им не присуща децентрализация — ЦФА имеет конкретное юрлицо, ответственное за его мену или обращение.
Кроме того, ЦФА не признаются средствами платежа. На прошлой неделе закон об этом подписал президент Владимир Путин. Документ также запрещает принимать ЦФА «в качестве иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги».
Дальше больше
ЦФА на физический металл — новый этап в управлении сбытом драгметаллов в мире. Об этом заявили Владимир Пронский, гендиректор эмитента первых ЦФА. «Мы ожидаем, что данный инструмент будет востребован разными клиентами как внутри России, так и за ее пределами», — говорит Пронский.
По его словам, палладий и платиновая группа металлов в целом крайне привлекательны для инвесторов. «Вот почему ЦФА на данную группу металлов представляются нам привлекательным финансовым продуктом для инвестиций», — сказал он.
В самом «Атомайз» говорят, что в дальнейшем будут расширять разнообразие выпускаемых ЦФА. Это планируется делать по мере роста интереса со стороны эмитентов и самих инвесторов.
Какие выпуски планируются, представители площадки уточнять не стали. «Мы верим, что этот первый шаг является важным элементом новой системы, которая будет включать в себя новое прочтение традиционных продуктов и создание принципиально новых, для эмитентов и инвесторов», — заявила о выпуске первых ЦФА Екатерина Фроловичева, генеральный директор «Атомайз».
Помимо токенизации металлов и углеродно нейтрального никеля, Потанин и экспертное сообщество ранее говорили о возможностях применения этой технологии в других сферах. Так, совместно с Росбанком уже ведется разработка программы ипотечного кредитования. В отдаленных локациях, где у жилья низкая ликвидность, токенизация ипотеки может оказаться востребованной: люди получат возможность конвертировать токены в деньги и уехать, пояснял Потанин.
Также сообщалось, что «Интеррос» ведет переговоры с Эрмитажем в Санкт-Петербурге о предоставлении невзаимозаменяемых токенов (NFT). «Если Эрмитаж захочет отреставрировать картину, то сбор средств может быть организован через токены. Взамен тем, кто финансирует реставрацию, будут предоставляться токены на цифровую копию картины или права на какую то эксклюзивную экскурсию», — отмечал бизнесмен.
С помощью токенов также планируется продавать авиабилеты на рейсы Nordstar и ски-пассы на горнолыжном курорте «Роза Хутор», совладельцем которого является «Интеррос».