Top.Mail.Ru
рынки

«Пешеходов надо спасать»: власти задумались об ограничениях для самокатов

Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва» Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Более трети россиян хотят запретить сервисы аренды электросамокатов в своих городах, и их уже поддержали в Совфеде и Следственном комитете. Аналогичную меру ранее приняли власти Парижа, но этот опыт в России неприменим, считают эксперты и игроки рынка. Мнение СКР они называют «нерелевантным», при этом отмечая, что Минтранс, к которому относятся эти вопросы, бездействует. Подробнее — в материале «Компании». 

Слишком много ЧП

Радикально разобраться с электросамокатами первым предложил председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. «Слишком много ЧП с их участием. Думаю, можно оставить их только в парках, где для этих устройств есть специально выделенные дорожки, либо в частных поселках, где собственники согласились с возможностью использования электросамокатов», — говорил он ТАСС.

К идее Клишаса присоединился глава Следственного комитета Александр Бастрыкин — пока на словах. Отметив, что ДТП с самокатами нередко происходят и в парках, ведомство предложило обязать компании-операторы кикшеринга ограничивать их скорость. Но прежде стоит провести исследование с участием ГИБДД, считают в СК. Вместе ведомства разработают скоростной лимит и введут меры ответственности для сервисов аренды электросамокатов, не соблюдающих эти условия, отметили в Следкоме.

В России в 2022 году произошло 941 ДТП с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ). И это на 40% больше, чем годом ранее. 
В этих авариях погибли 19 водителей электросамокатов, в том числе двое подростков младше 16 лет. Пострадали 976 пешеходов.

Согласно опросу портала SuperJob, 37% респондентов хотят запретить сервисы кикшеринга. В обоснование своей позиции они выделили следующие аргументы:

  • отсутствие культуры вождения;

  • несоблюдение скоростного режима;

  • опасность для пешеходов и водителей, которую создают пользователи кикшеринга.

Большинство негодующих — россияне в равном соотношении полов в возрасте 35-55 лет (41%) и с доходом от 50 тыс. до 80 тыс. рублей (43%). Воздержались с ответом 29% респондентов.

На противоположной стороне 34% опрошенных, большая часть из которых моложе 34 лет (46%) и жители с доходами свыше 80 тыс. рублей (37%). Они считают, что полностью запрещать сервисы не нужно, но правила дорожного движения отрегулировать все же стоит.

Между тем ПДД с правилами для водителей электросамокатов вступили в силу с 1 марта. Теперь их объединили в новую категорию «средств индивидуальной мобильности» (СИМ), до этого их пользователи входили в категорию пешеходов.

ПДД ввело запрещающие знаки, ограничения по выезду на проезжую часть и по порогу скорости — не выше 25 км/ч, который действует и на тротуарах, куда электросамокатам в определенных условиях разрешается выезжать. Минтранс планирует скорректировать новые ПДД после анализа «правоприменительной практики» — в этом сезоне в Москве начал работать ситуационный центр контроля за СИМ.

Проблема в ПДД

Минтранс много лет подряд пытался отрегулировать законодательство по использованию электросамокатов, но так и не смог, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Водителей электросамокатов почти невозможно проконтролировать, но выход все же есть — камеры фотовидеофиксации и регистрация СИМ на Госуслугах, уверен Шапарин. Национальный автомобильный союз уже разработал поправки в КоАП о регистрации транспортных средств, а идею поддержал председатель комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Работать, по его словам, инициатива должна так: после покупки электросамоката владелец будет обязан поставить на него номера и зарегистрировать их на Госуслугах. Контролировать движение будут камеры, а штрафы станут выписывать согласно отдельно разработанному разделу КоАП, который посветят СИМ.

«К сожалению, из-за бездействия Минтранса мы пропустили момент, когда проблему можно было бы решить безболезненно. Сейчас мы не можем поддержать предложение СКР, поскольку ведомство не имеет к дорожному движению никакого отношения и их мнение для нас нерелевантно»

— заявил Антон Шапарин

С необходимостью изменения правил ПДД согласен и председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. В разговоре с «Компанией» он высказался за «срочное спасение пешеходов».

По словам Соколова, ПДД требуют «скорейшей ликвидации в нынешней редакции», поскольку сейчас электросамокатами считаются устройства любой мощности. Он же предложил поделить их на три категории:

  • электросамокаты. Мощность двигателя менее 250 ватт/час;

  • электросамокаты-мопеды. Мощность двигателя от 250 до 400 ватт/час;

  • электросамокаты-мотоциклы. Мощность двигателя свыше 400 ватт/час.

«Если человек купил мощный электросамокат, то он примеряет на себя ПДД, касающиеся велосипеда — с соответствующим наказанием», — пояснил Соколов. Разграничив самокаты на категории, с водителей будет проще требовать соответствующих навыков и ответственности, предусмотренной в КоАП, гражданском и уголовном кодексах, считает он.

Электросамокаты — не городское развлечение

По данным портала Truesharing.ru, в прошлом году у 40 российских операторов кикшеринга во владении находились 192 тысячи электросамокатов (рост на 67% за год). На них 15,5 миллиона россиян совершили 103,5 миллиона поездок. Компании при этом заработали в пересчете на один самокат 69,2 тысячи рублей — при средней стоимости минуты аренды в 7,3 рубля. К 2025 году, по прогнозам портала, общий парк сервисов кикшеринга в стране достигнет 439 тыс. устройств.

«Популярность кикшеринга действительно постоянно растет, каждый сезон мы фиксируем рекордный рост количества пользователей, количества поездок», — сообщили «Компании» в пресс-службе сервиса кикшеринга Whoosh. Там утверждают, что у сервисов есть технические возможности для создания комфортных и безопасных условий поездок, которые чаще всего совершаются «по делам»: между домом, транспортными хабами, социальными и торговыми объектами. «Ограничения могут сломать работу транспортной модели, превратив самокаты в очередной вид городского развлечения, а в таком статусе они гораздо менее полезны», — отметили в пресс-службе.

В Whoosh добавили, что по статистике ГИБДД в прошлом году почти 70% всех ДТП с СИМ приходились на долю частных самокатов, на которые правила раньше не распространялись. Компания ждет сокращения числа аварий, «что должно повлиять на общее восприятие самокатов».

При этом опыт Парижа, где с 1 сентября будут расторгнуты все договоры с кикшеринговыми компаниями, нельзя сравнивать с той же Москвой. В России не используется система Free Float, при которой арендный самокат можно оставить в любой точке, отмечают представители сервиса. Самокаты у нас можно оставить только на виртуальных парковках, за порядком на которых круглосуточно следят специальные сервисные команды, объяснили в Whoosh.

Здесь добавили, что в первую очередь для безопасности СИМ необходимо улучшать вело-самокатную инфраструктуру. «Абсолютное большинство инцидентов происходит в месте пересечения пешеходного, автомобильного трафика и путей передвижения на СИМ. Если развести потоки, то это уберет предпосылки для возникновения ДТП и значительно снизит актуальность вопроса», — заключили в Whoosh.