Песни по подписке

16.08.201000:00

Интернет-ресурсы продолжают искать пути легального заработка. Так, компания «Аймобилко» громко анонсировала появление сервиса по продаже контента по подписке. Это позволило порталу заполучить в партнеры двух музыкальных мейджоров без предварительной оплаты всей стоимости каталогов

В 2009 г. пользователи imobilco.ru могли получить письмо странного содержания, озаглавленное «Под тенью листьев пишу вам письмо». В послании, приуроченном ко Дню работников леса, адресант предлагал экономить бумагу за счет чтения электронных книг и плавно подводил к тому, что получатель может бесплатно посмотреть часть фильма «Кин-дза-дза!», а также получить в подарок аудиокнигу Виталия Бианки «Лесная газета». Создатели портала изначально не стали себя ни в чем ограничивать, решив запустить всеобъемлющий ресурс с электронным контентом всех типов: так, на нем появились электронные и аудиокниги, музыка и кино. Всего на сегодняшний день в каталогах «Аймобилко» представлено 50 000 музыкальных альбомов, более 23 000 электронных книг, 3000 аудиокниг, 1500 фильмов, на которые соблазнились около 300 000 зарегистрированных пользователей. Все дело в новой модели, позволяющей долгосрочно продавать контент. Однако на этом поле компании пришлось столкнуться с сильным конкурентом – мобильными операторами.

Оплати подписку и качай
Изначально фирма не привлекала финансовых инвесторов, как это любят делать подобные сайты. Основатели и владельцы портала – «несколько частных лиц», среди которых братья Николай и Сергей Белоусовы, лишь недавно продали долю в компании инвестфонду ru-Net II, входящему в ru-Net Holdings. Этот холдинг управляет долями Леонида Богуславского, Baring Vostok Capital Partners, UFG в «Яндексе», «Озоне», IT-компаниях «Систематика» и Epam Systems. По словам гендиректора «Аймобилко» Николая Белоусова, была продана «небольшая» доля, и ru-Net II вложил всего несколько миллионов долларов, тогда как вся компания оценена в десятки миллионов. Полученные деньги должны пойти «на развитие». По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, наличие в капитале профильных венчурных инвесторов косвенно свидетельствует о неплохих перспективах развития в среднесрочный период в течение трех-пяти лет. Основные конкурентные преимущества заключаются в применяемой системе. Одной из схем, придуманной «Аймобилко», стала абонентская система оплаты. Купив подписку за 499 руб., пользователь ровно 30 дней подряд может скачивать по одному фильму, книге, аудиокниге, музыкальному альбому в день или по три мультфильма в сутки. Получается, что единица контента стоит всего 17 руб., а один мультфильм – 6 руб. Благодаря этому шагу компании удалось заполучить себе в партнеры двух из четырех мировых музыкальных мейджоров – Sony Music и Warner Music Group без каких бы то ни было минимальных гарантий и предварительных оплат лицензий на каталоги.


Из всех наук и искусств всех древнее музыка.
Квинтилиан марк Фабий(ок. 35 – ок. 96), римский оратор


Подписка вводилась поэтапно, поначалу на книги. По словам Николая Белоусова, объяснялось это тем, что модель к тому времени уже была дискредитирована рядом порталов. В результате пользователь относился к подписке как к очередному «разводу». Отчасти поэтому наряду с новым сервисом на сайте осталось и традиционное скачивание по трекам. Впрочем, покупатель подписки выигрывает в цене: по отдельности музыкальные альбомы в среднем стоят от 100 до 250 руб., книги из разряда суперхитов и новинок – около 99 руб., аудиокниги – 100 – 150 руб., популярные фильмы – примерно 100 руб. По мнению Николая Белоусова, с помощью подписки они отбирают аудиторию у пиратов. Возможно, этим новый портал и заинтересовал мейджоров: почти все 50 000 альбомов на «Аймобилко» – западная музыка. В итоге Sony Music и Warner Music получают от сотрудничества с «Аймобилко» половину (в среднем) от пользовательской платы. Дело в том, что из-за разгула пиратства в России правообладатели сотрудничают с интернет-порталами только на условиях минимальных гарантий и предоплат. В среднем лицензия на каталог западной музыки стоит около $100 000 в год. Минимальные гарантии и предоплату просят и российские правообладатели, правда, запросы у них более скромные. Дело иногда доходит до того, что цифровому музыкальному интернет-магазину приходится платить 65 – 70% с каждой продажи за смежные права и еще 15 – 20% авторских поступлений. В результате на данный момент ни один легальный ресурс по продаже музыки в Интернете, среди которых есть такие известные игроки, как «Стереокиллер», Fidel Solutions, Soundkey, Muz.ru, eTracks, «Акадо.Музыка», по оценкам участников рынка, пока не окупился и нерентабелен.
По мнению экспертов, мейджоры пошли на предложение «Аймобилко» из-за отсутствия альтернатив. Продажи на физических носителях падают в среднем на 35% в год, а кризис поубавил желания у инвесторов выкладывать круглые суммы за западные каталоги. «Мейджоры встают перед выбором: либо ничего не получать и ждать, пока кто-либо будет готов платить им такие деньги, либо получать хоть какой-то доход. Кризис оказал очень сильное действие на рынок контента. Год назад можно было даже сказать, что его покупатели являлись просто королями и владельцы контента шли на любые их капризы», – рассуждает аналитик J'son & Partners Алексей Поспехов. По словам гендиректора «Креатив Артс Медиа» Сергея Шевелева, с минимальными гарантиями интернет-ресурсы сейчас продолжают работать по всему контенту и зависят от каталогов, количества треков и пр. «Мы придерживаемся схемы предварительной оплаты, поскольку она отсекает несерьезных игроков рынка, у которых нет человеческих, юридических, финансовых и прочих ресурсов», – рассказывает генеральный директор Universal Music в России Дмитрий Коннов.

Полжизни за контент
Создатели «Аймобилко» настроены довольно решительно, предлагая мейджорам вместо денег новую модель. По словам Сергея Шевелева, подписка – это общая тенденция на рынке. Сейчас с ней работают и сотовые операторы, развивающие дополнительные услуги. Операторы могут объединять на этих сервисах своих многочисленных абонентов. В абонентской базе МТС, к примеру, их насчитывается около 100 млн. Впрочем, по мнению участников рынка, сравнивать мобильный и цифровой контент некорректно, так как операторы посягают и на «поле» интернет-магазинов. Так, Omlet.ru от МТС объединяет веб и мобильный интерфейс. Недавно заработал сервис «Трава» от «Мегафона», новый портал, к примеру, близок к подписанию соглашения с Universal Music. Однако «Билайн», имеющий отдельный ресурс только для скачивания мобильного контента, пока так и не запустил ресурс для интернет-пользователей. «Omlet – это и Интернет, и wap-портал. Там масса полезных функций: новости, чаты и пр., это как социальная сеть. А зачем идти в «Аймобилко», чтобы просто купить контент?» – удивляется Сергей Шевелев. Несмотря на каталоги двух мейджоров, пока порталу явно недостает контента от других гигантов. Поскольку права на Западе четко распределены между музыкальными компаниями, фанатам исполнителей, у которых заключен контракт с другими мейджорами, ловить на «Аймобилко» пока нечего. По оценкам самого Николая Белоусова, для успешности музыкальных продаж на сайте должно быть 2 млн треков. При этом, полагает эксперт, вопрос будет практически решен, когда удастся договориться с двумя оставшимися мейджорами – Universal Music и EMI. Этот вопрос в настоящий момент обсуждается с музыкальными гигантами, и, как уверяет Николай Белоусов, не исключено, что до конца года удастся договориться.


Цифровому музыкальному интернет-магазину приходится платить 65 – 70% с
каждой продажи за смежные права и еще 15 – 20% авторских поступлений


В любом случае у мейджоров нет между собой консолидации, каждый из них придерживается своей стратегии. Известно также, что EMI с крайней опаской относится к Рунету, а с Universal Music Russia у «Аймобилко» сейчас вообще «судебный» период. Дело в том, что в 2008 году  «Аймобилко» уже подписывала договор с Universal Music в России о продаже цифрового музыкального контента, но по схеме гарантированной оплаты. «Аймобилко» внесла аванс в 1,95 млн руб., но потом убрала контент мейджора со своего сайта и не стала выплачивать оставшуюся сумму. В результате арбитражный суд удовлетворил иск Universal Music Russia о взыскании с «Аймобилко» задолженности по договору – 4,9 млн руб., с тех пор портал оспаривает это решение в судах различных инстанций. В беседе с «Ко» Дмитрий Коннов не стал комментировать вопрос сотрудничества с «Аймобилко», объяснив это тем, что, когда начинаются судебные разбирательства с любыми партнерами, UM прекращает публичные обсуждения. Однако в целом Universal Music Russia активно присутствует в Интернете, работая со всеми основными ресурсами. Всего в каталоге UM более 4,5 млн треков. «Если партнеры будут соблюдать определенные наши условия, мы готовы к сотрудничеству», – говорит Дмитрий Коннов.  
В любом случае каталоги мейджоров – это не вся музыка, которую слушают наши меломаны. Как напоминает Сергей Шевелев, иностранная музыка обычно по статистике занимает не более 45% российского рынка, а все остальное приходится на русские треки. «Аймобилко» работает и в этом направлении, но пока их отечественный «запас» – только около 20 000 треков. Впрочем, по мнению Алексея Поспехова, вопрос не в объемах, а в актуальности каталога и его обновляемости.

Читай и слушай
По словам экспертов, «Аймобилко» наряду с другими интернет-проектами стоит на заре новой эры продаж различного рода контента через Интернет, где-то в самом-самом начале. Пока порталы экспериментируют в меру своей фантазии и возможностей, однако процессом уже заинтересовались правообладатели. По словам Дмитрия Коннова, чем больше новых и интересных моделей появится, тем лучше. «Нужно попробовать и рекламную модель – мы близки к подписанию договора с Digital Access (ivi.ru) по музыкальному видеоконтенту», – рассказывает эксперт. Пока, впрочем, об окупаемости речи не идет. Только Tvigle Media (развивает видеопортал tvigle.ru, среди совладельцев – УК «Allianz РОСНО») заявила о том, что в конце 2009-го достигла уровня операционной рентабельности. Больше подвижек в последнее время наблюдается на рынке видеоконтента, толчком к этому, по всей вероятности, стало появление Ivi.ru. Из недавних стартапов участники рынка также вспоминают TVzavr.ru – портал бесплатного онлайн-видео, работающий по рекламной модели (как Ivi.ru), а также cinema.mosfilm.ru – портал киноконцерна «Мосфильм», который решил не отдавать свою «золотую» библиотеку в чужие руки и пытается зарабатывать на ней в Интернете самостоятельно.
Позиции «Аймобилко» по продаже киноконтента пока очень слабы: компания работает стабильно только с «Централ Партнершип». Зато, кроме выгодных условий работы с двумя музыкальными мейджорами, у нее есть второй козырь – электронные и аудиокниги. По признанию Николая Белоусова, больше всего портал сейчас зарабатывает именно на электронных книгах. Компания создала даже специальные программы для чтения подобных книг в различных форматах и на различных устройствах – «Айчиталка» и booq для владельцев iPhone и устройств на базе Google Android. Впрочем, недавно не увенчалась успехом попытка сотрудничества «Аймобилко» с порталом «Либрусек» – самым большим собранием русскоязычной литературы в Интернете. Осенью 2009-го «Либрусек» начал продавать свои электронные книги через «Аймобилко», однако правообладатели предъявили к ним претензии. Основной конкурент «Аймобилко» на книжном «поле» – «ЛитРес», у которого примерно столько же книг в каталоге. Средняя цена на книгу у них составляет около 50 руб. Есть также и подписка, однако за те же 499 руб., что и «Аймобилко», «ЛитРес» предлагает только 10 книг в месяц. При этом правообладателям «ЛитРес» отдает лишь 30% от продаж. В прошлом году контроль над ресурсом получило «Эксмо». С одной стороны, это большой шаг, с другой – риск возникновения конфликта интересов в плане продаж контента.


Иностранная музыка обычно по статистике занимает не более 45%
российского рынка, а все остальное приходится на русские треки


Участники рынка называют преимуществом «Аймобилко» хороший, выгодно отличающийся от конкурентов контент. Компания сотрудничает почти со всеми российскими издательствами, как с самыми крупными (например, «АСТ», «Эксмо», «Аттикус»), так и с нишевыми («Вагриус», «Манн, Иванов и Фербер», «Альпина Бизнес Букс»). Однако и этот контент необходимо постоянно «освежать», иначе не поможет никакая подписка. По мнению Сергея Шевелева, электронные книги – не слишком востребованный сегмент, зато аудиокниги, которые также продает «Аймобилко», – это уникальный контент, и наступит момент, когда эта ниша будет активно развиваться. Но, по мнению Алексея Поспехова, у электронных книг, безусловно, есть огромное поле для роста. Яркий пример – успех западных проектов, таких как Amazon Kindle, Barnes & Noble Nook и iPad от Apple. В конкуренты к ним метит и «Аймобилко»: во второй половине 2010 г. должен появиться и их собственный букридер «Айчиталка» со встроенным модулем 3G и доступом к интернет-магазину. Однако о перспективах этого начинания говорить пока рано.