ПЭТ хотят застеклить
Алкогольный рынок переживает тяжелые времена. По оценкам экпертов, с начала 2014 г. продажи сократились как минимум на 20%. Закономерным результатом этой тенденции стало усиление конкуренции.
Похоже, антикризисные стратегии некоторых игроков, пытающихся устроить передел сжимающегося рынка, могут при вести к еще большему экономическому спаду.
Опять реанимирована, казалось бы, похороненная тема ограничения использования ПЭТ-тары. В декабре прошлого года парламентарии предложили ввести к 2017 г. запрет продаж алкоголя в полимерных бутылках объемом более 0,5 л. В первую очередь эта инициатива касается пивоваров, которые реализуют в пластиковой упаковке примерно половину своей продукции.
Напомним, что дискуссии о необходимости запрета ПЭТ на алкогольном рынке регулярно вспыхивают начиная с 2011 г. В июне 2014 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому уже к началу 2016 г. на рынке должны были остаться только пол-литровые пластиковые бутылки. Однако общественная палата и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) законопроект не поддержали. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков недавно сообщил, что в администрации президента и правительстве «есть разные позиции по этому вопросу». В целом, как он отметил, существует опасение, что принятие законопроекта «может оказать дополнительное негативное влияние на бизнес алкогольных продуктов».
Предварительные экспертные оценки ограничения использования ПЭТ-тары показывают, что на экономику эта мера окажет резко негативное влияние. Пивоваренную отрасль, которая в последние годы из-за роста акцизов и ужесточения регулирования показала 40-процентное падение объемов производства, в этом случае ожидают еще больший спад и сокращение десятков тысяч рабочих мест. В то же время на 30% может упасть спрос на продукцию производителей ПЭТ-упаковки, что обернется закрытием многих малых и средних предприятий. В результате бюджеты разного уровня недосчитаются миллиардов рублей налоговых отчислений.
Настойчивые попытки дискриминировать ПЭТ-тару при отсутствии внятных экономических и научных обоснований этой меры эксперты объясняют лоббистскими усилиями производителей альтернативных видов упаковки. Например, недавно в СМИ распространилась информация, что запрет ПЭТ выгоден отраслевому объединению российских производителей стекольной продукции – «Стеклосоюзу». Организация даже разослала письма губернаторам, в которых убеждает их поддержать предложение о запрете производства алкогольной продукции в полимерной таре. На заинтересованность стекольщиков в запрете ПЭТ ранее указывала и ФАС. Летом 2015 г. ведомство раскритиковало протокол «Стеклосоюза», где он признал необходимость лоббирования ограничения использования ПЭТ-тары в качестве антикризисной меры. Реализация этой задачи может привести к серьезным нарушениям антимонопольного законодательства, заявила тогда ФАС, пообещав, что реакция ведомства будет незамедлительной.
Разосланные «Стеклосоюзом» письма в адрес губернаторов свидетельствуют, что от реализации намеченной «антикризисной меры» стекольное объединение не отказалось. Еще бы: по подсчетам аналитиков, запрет ПЭТ мог бы увеличить объем рынка стеклотары для пивоваренной отрасли, который и так оценивается в 12–20 млрд руб. в год, еще на 10 млрд руб. За поддержку «Стеклосоюз» обещает губернаторам рост налоговых отчислений. Однако очевидно, что он не компенсирует последствий глубокого экономического кризиса, который ожидает алкогольную отрасль и смежные с ней сегменты, если ограничения на использование полимерной тары все-таки будут введены.