Top.Mail.Ru
архив

Петр Латышев: «Нам удалось наладить прямой диалог власти и бизнеса»

Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе отвечает на вопросы «Ко».

«Ко»: Каковы отношения между окружной властью и крупным бизнесом?

Петр Латышев: Этот вопрос касается не только Уральского федерального округа. Все компании, которые представили свои планы развития бизнеса, являются крупнейшими холдингами и ведут деятельность в разных регионах, в том числе и за рубежом. Я считаю, что правильнее говорить о равноудаленности бизнеса и власти на федеральном уровне. Что касается регионального уровня, то здесь полезнее искать перспективные пути взаимодействия, чтобы более эффективно решать, например социальные проблемы. И в этом вопросе необходимо исходить из того, что должны быть выработаны, сформулированы взаимоотношения власти, бизнеса и общества. Бизнес-структуры представлены сейчас и в исполнительной власти в качестве глав субъектов Федерации, и в обеих палатах Федерального Собрания, и в местных законодательных органах. И на любом уровне власти представители бизнеса обязаны решать проблемы социально-экономического развития территорий, учитывая не свои личные интересы, а интересы страны, интересы граждан России. Мы ведем постоянный диалог с руководителями крупных компаний, лидерами банковского сообщества, другими финансовыми институтами. Это позволяет своевременно вносить на рассмотрение президента и правительства конкретные предложения по совершенствованию экономической политики. Мы провели рабочие встречи с представителями крупных компаний, расположенных на территории округа – гендиректором Нижнетагильского металлургического комбината Сергеем Носовым, президентом холдинга «Объединенные машиностроительные заводы» Кахой Бендукидзе. Недавно состоялась встреча с гендиректором Магнитогорского металлургического комбината Виктором Рашниковым.

Такие встречи необходимы. Сейчас отечественная экономика находится на новом этапе развития. Глобализация мировой экономики и интеграция Российской Федерации в международное сообщество ставит перед регионами задачи и проблемы, для решения которых необходима координация и совместная выработка мер в области совершенствования промышленной, аграрной, бюджетной и налоговой политики, структурно-инвестиционной деятельности, социально-трудовых отношений, малого бизнеса. При этом устойчивое экономическое развитие субъектов Федерации, продвижение передовых современных технологий, оборудования и новых видов продукции на российский и международный рынки возможны только при взаимодействии административных, предпринимательских и банковских структур. Кроме того, важно не забывать, что стратегия развития будет иметь смысл в том случае, если будет ориентирована на обеспечение современных социальных стандартов уровня и качества жизни людей.

«Ко»: Какие меры предпринимает полпредство для поддержки малого и среднего бизнеса?

П.Л.: Для тех, кто занимается малым и средним бизнесом, я бы хотел сказать, что это приоритетная политика нашего государства, это – главная задача, которую президент поставил перед государством. Я как представитель президента должен обеспечить четкую работу государственной машины. Создавать условия для нормальной работы в рамках закона. Сейчас нельзя командовать предприятиями – они все акционированы. Недавно президент в очередной раз об этом говорил. Но это не значит, что наступила анархия. Предприятия и акционеры должны соблюдать закон, а государство должно следить за его исполнением, следить, чтобы не нарушались права собственников. Мы обязаны сделать все, чтобы в 2002 году экономика, особенно в нашем округе, развивалась динамично.

В соответствии с поручением президента России в Уральском федеральном округе создана специальная межведомственная комиссия по проблемам развития малого и среднего бизнеса. В состав комиссии вошли руководители территориальных органов исполнительной власти, представители малых предприятий и их объединений. Создание комиссии позволило упорядочить работу надзорных и контрольных органов, избавиться от прессинга и различного рода поборов со стороны чиновников. Мы смогли обеспечить правовую защиту предпринимателей, ускорить процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности по принципу «одного окна». Кроме того, нам удалось наладить прямой диалог власти и бизнеса. Для этого была организована прямая телефонная линия и выделен специальный почтовый ящик на Интернет-сайте для предпринимателей, которые желали бы сообщить о нарушениях своих прав. Номер телефона доверия, по которому можно передать информацию о фактах нарушения прав предпринимателей: 8-3432-71-77-07. Необходимость обратной связи возникла в связи с теми проблемами (политическими, правовыми, экономическими), которые существуют на многих территориях УрФО. Активно проводится работа, в том числе по вопросам, связанным с законодательством, устранением административных барьеров, созданию условий для развития предпринимательской инициативы в Уральском федеральном округе.

Принятые меры уже дали результат: растет число малых предприятий, увеличивается численность работающих на них; объем произведенной малыми предприятиями продукции только за 2001 год вырос на 58,5%.

«Ко»: В регионах округа, особенно в Свердловской области, не утихают скандалы, связанные с переделом собственности. Продолжается практика отъема у собственников активов через судебные иски. Зачастую «под удар» попадают крупные иностранные компании. Какую позицию в битвах за собственность занимает полпредство?

П.Л.: Понятно, что скандальные переделы собственности наиболее «привлекательны», особенно если они кем-либо «подогреваются». Но моя позиция как полномочного представителя была и остается неизменной – все вопросы, связанные с переделом собственности, должны решаться исключительно в правовом поле, в судебном порядке. Необходимо обеспечение правовой защиты законопослушных собственников – как мелких и средних, так и крупных; как отечественных, так и зарубежных партнеров. В Уральском федеральном округе последовательно обеспечивается реализация судебно-правовой реформы. В субъектах Федерации активно формируется институт мировых судей. Предпринимаются меры по коренному улучшению качества судебной системы, в том числе за счет повышения профессионального уровня и ответственности ее работников, обеспечения подлинной независимости судов от административного и иного давления. В округе образована коллегия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которая служит решению этих задач. Уже первые результаты работы в этом направлении позволили снизить предпринимательские риски, обеспечить защиту инвестиций, в том числе иностранных.

Для активизации диалога с иностранными инвесторами при полномочном представителе президента создан специальный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители крупных иностранных компаний, осуществляющих прямые и портфельные инвестиции в экономику округа. За время его существования удалось разрешить ряд острых проблем, связанных с нарушением законных прав иностранных партнеров. Благодаря выстраиванию конструктивных отношений между аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Министерством природных ресурсов Российской Федерации органами исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации удалось предотвратить отзыв лицензии у корпорации Shell на освоение группы Салымских месторождений, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе. Организация взаимодействия территориальных структур ФОИВ при разрешении конфликтов в сфере имущественных отношений позволила отстоять законные интересы предприятия «Альстом СЭМЗ» (входящего в концерн «Альстом») в конфликте по деприватизации предприятия, инициированного его предыдущим владельцем. Позиция аппарата полномочного представителя президента не дала вынести за рамки правового поля разрешение спорных вопросов вокруг производственных площадей, занимаемых компанией «Пепси Ботллинг групп».

В целом возможностей для безопасного ведения бизнеса становится все больше. Деятельность правоохранительных органов способствует снижению уровня преступности в федеральном округе. Только за прошлый год он снизился на 11%. Меры по улучшению инвестиционного климата в Уральском федеральном округе уже привели к конкретным результатам. Стабильно растут инвестиции в основной капитал нефинансового сектора экономики округа. Только за первые четыре месяца 2002 года объем российских инвестиций превысил 75 млрд руб. (это около $2,5 млрд). Объем же иностранных инвестиций за прошлый год практически удвоился и продолжает расти. Только за I квартал 2002 года иностранные инвестиции в нефинансовый сектор экономики округа составили $531,3 млн – это 14% от всех иностранных вложений в Россию (хотя еще в 2000 году доля Уральского федерального округа составляла 8,6%). Ведущие мировые рейтинговые агентства за последний год неоднократно повышали рейтинги субъектов Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. За последние два года деловой климат в округе стал привлекательным и безопасным для инвестиционной деятельности. Пока не удалось добиться серьезных качественных изменений в решении важной экономической задачи – обновления основных фондов производства. Не достигнут такой уровень инвестирования в экономику округа, который бы обеспечивал ее динамичное стабильное развитие. Инвестиционная емкость УрФО сегодня близка к $100 млрд. Все внутренние и иностранные инвестиции в экономику округа в 2001 году составили $14 млрд, из которых $12 млрд – внутренние капиталовложения и $2 млрд – иностранные. Это больше, чем было: иностранные инвестиции удвоились. Но этого недостаточно.  Для того чтобы в максимальной степени реализовать потенциал УрФО, необходимо привлечение инвестиций, что является ключевой задачей на сегодняшний день. Это и в интересах России, и округа.

Еще по теме