Петросян – фантазер и икорный магнат
Армену Петросяну, 52-летнему руководителю французской компании Petrossian, все труднее отбивать атаки «зеленых». Бизнес по продаже черной икры составляет 35% оборота компании. Три года назад поборникам охраны природы удалось причислить главный источник петросяновского дохода – осетровых – к разряду редких и исчезающих видов, а совсем недавно защитники братьев наших меньших вынудили Россию прекратить вылов осетровых до будущей весны. Этот запрет может стоить компании Petrossian около $60 млн в год.
На небольшом по мировым масштабам икорном рынке (около 200 тыс. тонн) Армен Петросян – звезда первой величины. Контролируя 15% мировых продаж черной икры, он носит титул крупнейшего импортера российской икры во Францию и США. Петросян сам подписывает контракты с руководителями российских икорных заводов. Русская икра доводится до кондиции на заводе Petrossian под Парижем, расфасовывается в маленькие баночки петросяновского же дизайна и поступает в продажу. Дело, которое возглавляет Петросян, – семейное. В 1915 году его отец Михаил и дядя Мелкум, молодые студенты-медики, уехали из России во Францию – подальше от резни армян, развязанной турками. А революция 1917 года окончательно отбила у них охоту возвращаться на родину. Зато торговать с Россией Петросяны не побоялись, особенно после того, как обнаружили, что короли гастрономии – французы почти незнакомы с русской икрой. В 1920 году они основали компанию Petrossian и привезли в Париж первую партию русского деликатеса. «Мой отец был первым, кто стал продавать во Франции русскую икру», – говорит Армен Петросян. Тогда же, в 1920-м, Петросяны открыли в Париже икорный магазин. В самом начале 20-х общительные и энергичные армяне познакомились с Сезаром Ритцем, владельцем знаменитого парижского отеля. Впрочем, француз не только отказался участвовать в икорном деле, но и стал братьев от него отговаривать. «Ритц счел эту затею совершенно бесперспективной, а икру назвал слишком экзотическим продуктом, – говорит Петросян. – Но по дружбе обещал взять немного икры на реализацию». Предприимчивые армяне рассчитывали на слабость французов – изысканную кухню – и позиционировали, как сказали бы теперь, икру в качестве престижного и дорогого продукта. «В России икру продают в плохо оформленных магазинах, без какой-либо фантазии и едят чуть ли не ложками», – возмущается Армен Петросян. В 1940 году Михаилу Петросяну удалось завоевать сердце Ирины Майловой, дочери Эли Майлова, хозяина компании «Лазарь Майлов и сыновья», которая занималась нефтяным бизнесом, а также была крупнейшим производителем икры в царской России. Удачный «рыбный» союз должен был помочь Петросянам расширить бизнес, который на 80 – 90% зависел от поставок из советской России. Это случилось только после второй мировой войны. Тогда компания стала торговать не только икрой, но и копченой семгой и дальневосточными крабами. .
Гендиректор со шваброй
Армена Петросяна, который появился на свет в 1949 году, отец допустил к семейному делу в 1971-м. Чадо с сорбоннским дипломом начало свою карьеру чернорабочим. «Я прошел в компании все ступеньки: был и уборщиком, и шофером-развозчиком, и продавцом», – вспоминает Армен Петросян. Однако строить иллюзии относительно способностей господина Петросяна подняться с самого «дна» до директорского поста конечно же не надо. Как известно, лучший способ стать миллионером – родиться в семье миллионера. Зато теперь из уст Петросяна эффектно звучат слова: «Это нормально, это правильно, надо было всему научиться, узнать компанию изнутри». В середине 70-х Петросян-младший продолжил обучение в семейном «бизнес-колледже» на директорских должностях – был управляющим по персоналу, финансовым и коммерческим директором. В 1981 году Михаил Петросян скончался, и компанией некоторое время управляли более великовозрастные родственники. Армен Петросян занял пост гендиректора и президента в 1985 году. «К тому времени все другие члены семьи уже отошли от дел», – говорит он. Это были непростые для компании дни. В СССР началась перестройка, а вместе с ней возникли и перебои в поставках икры и рыбы. От крабов Петросяну пришлось отказаться, поскольку перестроившиеся поставщики были не в состоянии гарантировать качество продукции. Из возникших проблем Петросян сделал два вывода. Во-первых, нельзя, как говорится, солить всю икру в одной бочке. С середины 80-х компания начала торговать под маркой Petrossian совсем не рыбными товарами: чаем, кофе, шоколадом, джемом. Единственное, что объединяло всю гамму продукции Petrossian – высокие цены и претензия на изысканность. Во-вторых, решил Петросян, пора расти и в производственном плане. В середине 80-х Петросян построил под Парижем завод мощностью 500 тонн рыбопродуктов в год. Если раньше Петросян размещал заказы на других заводах, то теперь начал коптить рыбу и делать икру сам. В 1984 году он открыл специализированный ресторан в Нью-Йорке. Вслед за американским рестораном Петросян устроил икорную «закусочную» в своем парижском магазине. Компания-дистрибутор превращалась в вертикально интегрированный холдинг. «Мысли о реструктуризации одолевали меня давно, но претворить их в жизнь я смог, только став руководителем компании, – объясняет Армен Петросян. – Отца это не интересовало, ему нравилось быть классическим коммерсантом, он только покупал и продавал. Я же стремлюсь контролировать цепочку движения товара полностью – от производства до розницы. Это не разрыв семейной традиции, а ее продолжение на новом уровне». На сегодняшний день половину своей продукции Petrossian поставляет с заводов-производителей, выполняющих ее заказы, напрямую в магазины.
Бутерброд падает икрой вниз
К середине 90-х Петросян практически справился со своими «рыбными проблемами», которые были вызваны изменившимся составом поставщиков. Теперь половину закупок икры Petrossian осуществляла в Иране, половину – в России и Казахстане. Но, ликвидировав восточные проблемы, Петросян столкнулся с противодействием на Западе. На середину прошлого десятилетия пришелся первый этап активной атаки на икорный бизнес со стороны международных организаций по охране природы, которые пытаются запретить вылов осетровых в Каспийском море. «С 60-х годов СССР и Иран строили инкубаторы, в которых искусственно выращивали осетров, поэтому до 80-х в рыбе не было недостатка, – рассказывает Армен Петросян. – Но в результате политических перемен в государствах каспийского бассейна ограничения на вылов осетровых стали соблюдаться не так жестко. В результате бесконтрольного вылова рыбные ресурсы Каспия сократились на 50%, и в 1998 году осетр был объявлен редким видом». Главные противники бизнеса Петросяна – американские и европейские организации United States Fish, Wildlife Conservation Society, Natural Resources Defense Council, Seaweb. «Зеленые» начали с того, что призвали американцев, съевших в прошлом году 100 тонн икры, отказаться от этого лакомства. Поскольку янки не торопились прекратить покупки деликатеса, «зеленые» придумали ход поэффективнее. Им удалось переманить на свою сторону ООН и склонить самую авторитетную международную организацию к временному запрету на вылов осетровых. Армен Петросян не хочет называть людей, стоящих за активностью «зеленых», но не отрицает, что намерения борцов за светлое рыбье будущее не вполне чисты. «За подобными намерениями всегда кто-то стоит, – говорит Петросян. – Наши же цели ясны: мы хотим сохранить осетра, потому что хотим сохранить бизнес. Тем, кто лоббирует запрет на вылов осетровых, нужно только паблисити, поскольку эта мера не решит проблем каспийского региона. Они хотят заработать очки на шумихе вокруг этого продукта, ведь он стал символом роскоши. Икра – это вам не варенье». По словам Петросяна, из 10 тонн произведенной в России икры регистрируется только одна тонна. «Главная проблема России в том, что у вас высок внутренний спрос на икру и потому развито браконьерство, – считает глава Petrossian. – В Иране другие гастрономические предпочтения, поэтому и браконьерства меньше». В ответ на активность «зеленых» Петросян в 1998 году создал ассоциацию импортеров икры, в которую вошли 11 крупнейших импортеров из Франции, Германии, Швейцарии, Испании и Великобритании – Petrossian Groupe, Tsar Nikolai Caviar, Kaviar Kontor. Петросян и коллеги по икорному бизнесу пытаются пролоббировать в ООН решение, которое позволило бы им спокойно продолжать импорт. Пока что противники Петросяна действуют успешнее. Около месяца назад комитет ООН по сохранению дикой природы пригрозил ввести мораторий на экспорт российской черной икры, если Россия не представит доклад об охране осетровых в Каспийском море. Армен Петросян отказался комментировать давление со стороны ООН. «Вопрос о запрете на вылов является гипотетическим, и условия соглашения неясны», – заявил он «Ко». Впрочем, из контекста ясно, что Петросян пытается противостоять этому решению. На минувшей неделе ситуация несколько прояснилась. Россия не стала ссориться с международным сообществом и запретила вылов осетровых в Каспийском море до весны 2002 года. Стала определеннее и позиция Петросяна. Его фантазия и южный темперамент помогли ему найти плюсы даже в этом решении: «Нам выгодно это соглашение, – утверждает Армен Петросян. – Во-первых, запрет на вылов осетровых повысит цены на внутреннем рынке, это снизит спрос, а значит, и объем контрабанды. Во-вторых, для нас лучше уменьшить объемы продаж сейчас, чем лишиться возможности торговать икрой вообще, после того как осетровые будут занесены в Красную книгу». Голос Петросяна звучит спокойно и уверенно. Он говорит о «зеленых» как дачник о надоедающих ему комарах. Армен Петросян утверждает, что у него есть идея, которая позволит предотвратить введение моратория на икру. Однако у Армена Петросяна есть и более могущественный враг – нефтяники. С 1999 года началась разработка нефтяных месторождений на каспийском шельфе. По сравнению с этими месторождениями и Петросян, и браконьеры – просто малые дети. И «зеленым» вряд ли удастся с той же легкостью преодолеть нефтяное лобби, как они преодолели икорное. Впрочем, борьба с нефтяниками еще только намечается. Возможно, ее будут вести уже те, кто займет кресло главы Petrossian, после того как нынешний руководитель уйдет «на пенсию». У Армена Петросяна два сына – 18 и 20 лет. Возглавят ли они когда-нибудь семейную компанию? Петросян вздыхает: «Каждый отец хочет, чтобы сыновья работали с ним. Но у детей есть собственные желания. Я буду делать все, чтобы им понравилось работать в моей компании, но окончательное решение – за сыновьями». У старшего – Михаила – есть еще два года на размышление. И в случае положительного решения его, скорее всего, опять-таки ждет швабра.