Как обстоят дела с продажами у Philip Morris International (далее — PMI) в России?
— По итогам 2019 года отгрузки сигарет в России упали с 64,6 млрд штук до 58,8 млрд. На это в первую очередь повлиял рост цен, а также нелегальная торговля. Но что интересно, эту просевшую долю полностью компенсировали отгрузки стиков для системы нагревания табака — здесь наблюдается огромный рост: с 3,4 млрд единиц в 2018-м до 9,2 млрд отгруженных стиков в прошлом году. В целом же доля PMI на российском рынке за год выросла на 1,8 процентного пункта, и сейчас она составляет 30,1 %.
Существует утверждение, что все исследования о безвредности бездымных продуктов проплачены табачными компаниями, что нет объективных исследований. Как вы это прокомментируете?
— Подобные заявления вызывают смущение у потребителей, но на самом деле они ложны. Некоторые люди и НКО в своей борьбе с индустрией не думают о потребностях курильщиков. А по факту делают только хуже — сохраняют старый сигаретный рынок.
Когда речь идет про медикамент или еду, почему-то никто не задается вопросом: а кто финансировал исследование? Но все меняется, если мы начинаем говорить про табачную сферу, хотя стандарты для продуктов едины. Что касается нашего продукта IQOS, то мы проводили масштабные исследования, основанные на практиках, уже много лет применяемых в фармацевтической отрасли, следуя международным стандартам качества. И проводилось оно в соответствии с руководством Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (USFDA, агентство Минздрава США. — Примеч. ред.). Сегодня это единственная организация в мире, у которой есть нормативы для проверки преимуществ и рисков подобных продуктов, прежде чем они выходят на рынок. Результаты наших исследований подтвердили, что при использовании IQOS токсичных веществ выделяется в среднем на 90-95% меньше, чем при курении сигарет.
Независимые исследования можете перечислить?
Есть по крайней мере 30–35 таких исследований по IQOS. И они подтвердили наши ключевые выводы. Некоторые из этих тестов были сделаны государственными ведомствами. Я назову несколько: уже упомянутое USFDA, британский Public Health England, немецкий Федеральный институт оценки рисков (BfR), японский National Institute of Public Health, и этот список можно продолжать.
В США прошлой осенью несколько человек погибли из-за легочных заболеваний, вызванных курением вейпа. Это разве не говорит о том, что подобные устройства не могут быть полностью безопасными?
— Такие продукты, как электронные сигареты и системы нагревания табака, должны проходить контроль качества и соответствовать стандартам безопасности. Случаи в США это наглядно демонстрируют. Причина произошедшего в Штатах — наличие в продуктах масел с витамином Е. Эти вещества после абсорбции легкими могут нанести серьезный вред здоровью. Они запрещены в США к использованию в табачной индустрии. И большая часть такой продукции на самом деле была произведена нелегально. Товар можно покупать только у легальных ретейлеров. И второй важный момент: если вы перешли с обычных сигарет на электронные, не возвращайтесь к первым.
Сейчас во всем мире наблюдается тренд на ЗОЖ: без сигарет, без алкоголя. Как ваша компания относится к этому?
— Я считаю, что это позитивный, хороший тренд. Нет полностью безопасного никотинового или табачного продукта. Это должно быть понятно всем. Наша компания PMI поставила четкий вопрос: можем ли мы использовать науку и инновации, чтобы сделать лучше и нашему бизнесу и здоровью людей? Мы считаем, что это возможно путем глобального перехода к производству альтернативных продуктов с пониженным риском.
А в самой PMI что выбирают курильщики?
— У меня нет точных данных. Но, например, в Лозанне, где у нас штаб-квартира, довольно трудно встретить курящего сигареты. Это случается, но крайне редко. А в нашем менеджменте вся команда уже полностью отказалась от сигарет.
А вы лично?
— У меня была та же история. Я был, что называется, социальным курильщиком: мог курить сигареты время от времени, но теперь я использую IQOS. Этим я даже вдохновил свою жену. Она бросила курить сигареты, хоть на это и ушло определенное время.
В России все электронные курительные изделия предлагается приравнять к обычным сигаретам и ввести для нарушителей такие же штрафы. Законопроект поддерживают в правительстве, а Госдума уже приняла его в первом чтении. Что вы об этом думаете?
— Я думаю, что это вопрос здравого смысла. Продукт, который не горит и производит на 95 % меньше вредных веществ, не может быть тождественен сигарете. Поэтому законы в их отношении не могут быть равными. Иначе переход от обычных сигарет будет крайне медленным, если вообще будет. Ведь курильщикам дается опасный посыл: совсем не важно, что вы курите.
Ведете ли вы прямой диалог с правительствами стран по данному вопросу?
— Конечно. Например, в Италии, Франции, Бразилии. Это я назвал лишь те страны, где я сам работал над этим.
И каков результат? Вас слышат?
По большей части — да. Некоторые страны уже меняют свое отношение. США были одними из первых, кто отделил эти продукты от обычных сигарет. Великобритания пришла к этому в 2014-м, сейчас они очень поддерживают наши электронные сигареты, публично заявляют, что это менее вредный продукт. Италия, Португалия и Болгария также обновили свои законы, еще три страны в процессе: Новая Зеландия, Норвегия и Греция. Изменения происходят, но нужно время.
Как вы видите будущее табачной индустрии?
В будущем вообще не будет места сигаретам. Они будут заменены на бездымные никотинсодержащие продукты. Мы верим, что это достижимо. Мы разделяем обеспокоенность минздравов разных стран, потому что курение действительно вызывает серьезные болезни.