Top.Mail.Ru
архив

Пикалевский треугольник

Проблемы с заводами в Пикалево возникли не в прошлом году. Спусковой механизм, сработавший в начале лета, был заведен еще 6 лет назад, когда совладельцы Пикалевского комбината Александр Бронштейн и Александр Утевский распродали его по частям.

Совещание с участием премьер-министра в Пикалево, жители которого перекрыли 2 июня 2009 года федеральную трассу, не предвещало ничего хорошего никому из свиты главы правительства. Градообразующие предприятия встали, оставив жителей без средств к существованию. В поездку за 300 км от Питера Владимир Путин взял не только владельцев пикалевских заводов. Его сопровождали предправления ВТБ Андрей Костин, вице-премьер Игорь Сечин, полпред президента Илья Клебанов, руководитель ФАС Игорь Артемьев, глава РЖД Владимир Якунин.
   В феврале 2009-го "Базэлцемент-Пикалево" остановил производство глинозема, ссылаясь на высокие цены на нефелиновый концентрат, установленные ОАО "Апатит". Вслед за ним "замерли" "Метахим" (принадлежат УК "Севзаппром" Александра Бронштейна и Александра Утевского) и "Пикалевский цемент" (структура "Евроцемент груп"), которые зависят от продукции "Базэлцемент-Пикалево". Все эти предприятия до 2004 года входили в единый комплекс - ПО "Глинозем", где работало 4500 человек из 22 000 жителей Пикалево. Социальный пожар надо было срочно тушить.
   Результатом визита председателя правительства в Пикалево стало подписание договора между всеми участниками производственной цепочки. Владимир Путин дал понять, что заводы встали не из-за экономического кризиса, а из-за разногласий собственников. "Это абсолютно недопустимо", - заявил премьер.
   В документе, заверенном владельцами предприятий, было прописано, что "Базэлцемент-Пикалево" будет покупать у "Апатита" 85 000 тонн нефелинового концентрата по 750 руб. за тонну в месяц (до этого цена составляла 1500 руб.), возобновит производство и начнет поставки сырья на "Метахим" и "Пикалевский цемент". На восстановление единого производственного комплекса глава правительства отвел три месяца. 

УЩЕРБНАЯ СДЕЛКА

   Конфликт между пикалевскими заводами начался осенью 2008 года. "Базэлцемент-Пикалево" начал быстро сокращать поставки сырья в адрес "Пикалевского цемента" и "Метахима", которые заявили, что компания в одностороннем порядке нарушила все договоры. По словам пресс-секретаря "Базэлцемента" Светланы Андреевой, "Пикалевский цемент" и "Метахим" покупали у них сырье по минимальным ценам, получая при этом сверхприбыли. "Нам пришлось разорвать контракт. А на заключение новых другие компании не шли", - говорила она прошлой осенью.
   История, результатом которой едва не стал социальный взрыв в Пикалево, началась еще в 2004 году, когда Пикалевский комбинат перестал существовать как единый комплекс. Его владельцы - Александр Бронштейн и Александр Утевский, раздробив предприятие, виртуозно продали его по частям, оставив в своей собственности самые рентабельные производства бывшего уже Пикалевского комбината (содо-поташное) и Волховского алюминиевого завода (химическое), которые вошли в структуру ЗАО "Метахим". Тогда же Александр Бронштейн, являвшийся членом совета директоров СУАЛа, продавил подписание СУАЛом договора со своим "Метахимом", по которому алюминиевая компания обязалась поставлять "Метахиму" карбонатный раствор в течение 25 лет по фиксированной в рублях цене. По всей видимости, эта схема была задумана еще в 2003 году, а ее реализация началась с 1 января 2004-го, когда единое предприятие разделили на три части: глиноземное производство ("Базэлцемент-Пикалево"), содо-поташное производство ("Метахим") и цементное производство ("Евроцемент-Пикалево"). Главной жертвой тогда оказался СУАЛ, в котором Александр Бронштейн был акционером и членом совета директоров. Компании достался убыточный актив - глиноземный цех, ныне "Базэлцемент-Пикалево", и от СУАЛа же требовали исполнения убыточных обязательств. Причем соглашение с "Метахимом" продолжало действовать и после 2006 года, когда "Русал" объединился с СУАЛом в UC Rusal.
   После слияния компаний владельцы UC Rusal решили ликвидировать невыгодную для себя схему, а заодно и перепрофилировать глиноземное производство за ненадобностью - себестоимость выпуска глинозема на предприятиях "Русала" гораздо ниже, чем в Пикалево. Это серьезно ударило бы по "Метахиму". Компании Бронштейна и Утевского нужно, чтобы "Базэлцемент-Пикалево" продолжал перерабатывать нефелин на ненужный UC Rusal глинозем и не переходил на производство цемента. Вопрос о перепрофилировании "Базэлцемента" стал ключевым для сохранения или распада всей технологической цепочки. Проект переориентации пока приостановлен, но не отменен, как не отменена и рыночная конъюнктура, согласно которой у UC Rusal есть избыточные глиноземные мощности, и пикалевский завод из них самый малорентабельный. Если проект будет возобновлен и произойдет реконструкция спекательных печей под цементное производство, то "Базэлцемент-Пикалево" начнет выпускать цемент согласно своему названию.
   Из нефелина, закупаемого на ОАО "Апатит", получается достаточно дорогой глинозем (см. справку), но параллельно возникают очень дешевые и эффективные в переработке отходы - коллоидные растворы для изготовления соды и поташа, а также беллитовые шламы для цементного производства. На этой схеме и держалась общая рентабельность всего пикалевского комплекса до его разделения. Сейчас бесхлорным поташом обеззараживают бассейны по всему миру, а цемент у строителей всегда в цене.
   

СКРЫТЫЙ ИНТЕРЕС

   После премьерского совещания у многих создалось впечатление, что 4 июня был спасен "Базелцемент-Пикалево". Причем спасение произошло путем "продавливания" поставщика - ОАО "Апатит" до невыгодных для него цен. Но это не совсем так. Главные, кто выиграл, - это Александр Бронштейн и Александр Утевский. Центр прибыли всего Пикалевского комплекса находится в "Метахиме", прежнем содо-поташном производстве объединения "Глинозем". Осталось найти способ сохранить существующее положение вещей для "Метахима".
   Зацепка уже есть. "Базэлцемент-Пикалево" постоянно борется с "Апатитом" - основным поставщиком нефелина, требующегося для производства глинозема. Договор между предприятиями о порядке взаиморасчетов был подписан в присутствии Владимира Путина сроком на три месяца. В сентябре усилиями комиссии вице-премьера Игоря Сечина соглашение продлили еще на два месяца. Сейчас срок его действия истекает, а самостоятельные попытки собственников предприятий договориться без привлечения правительственных арбитров ни к чему не приводят.
   Главный вопрос - цена на сырье с "Апатита", которую в Пикалево считают сильно завышенной. "Метахим", работая в тесной связке с "Базэлцемент-Пикалево", может подтолкнуть последнего к решению о налаживании фактически замкнутого производственного цикла, то есть созданию собственного производства нефелина. Сделать это можно, построив новую фабрику, но это дорого и долго. Год назад была озвучена идея, как это можно сделать дешево и быстро. Для этого надо отнять у ОАО "Апатит" одну из двух апатит-нефелиновых фабрик (АНОФ). Очевидно, что этот вариант вызовет сопротивление ОАО "Апатит", преодолеть которое можно будет только с помощью максимально серьезных административных рычагов. Отъем собственности кажется невероятным, но у этой задумки есть свои лоббисты. В отъеме АНОФ заинтересованы владельцы "Метахима" и новгородского "Акрона". И впервые идея разделить производственные активы "Апатита" озвучивалась в конце 2008 года председателем совета директоров "Акрона" Александром Поповым, который не скрывал своей заинтересованности в получении контроля над одной из АНОФ "Апатита". То есть жизнеспособность этого варианта целиком и полностью зависит от влияния и лоббистских ресурсов Александра Бронштейна, Александра Утевского и владельца "Акрона" Вячеслава Кантора. Если это произойдет, то "Базэлцемент-Пикалево" будет вынужден окончательно закрыть проект перепрофилирования спекательных печей, и предприятие продолжит вырабатывать глинозем, создавая дешевое сырье для "Метахима".
   Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК), стопроцентная дочерняя структура ОАО "Акрон", в октябре 2006 года получила лицензию на разработку месторождения апатит-нефелиновых руд Олений Ручей. Общие запасы апатит-нефелиновой руды там оцениваются в 392 млн тонн. Но рудное тело имеет крайне сложную конфигурацию и требует подземных разработок. Быстрый коммерческий интерес представляют поверхностные руды, которые можно добывать открытым способом, но их не так много.
   В 2006 году заявлялось, что за четыре года на Оленьем Ручье будет создана инфраструктура и построена первая очередь обогатительной фабрики. А через десять лет после начала строительства на рудниках планировалось добывать не менее 6 млн тонн руды. Также компания обещала вложить в социальную сферу не менее $18 млн, а в проект освоения месторождений инвестировать около $500 млн. Некоторое время спустя "Акрон" предложил участвовать в проекте государству. Предполагалось создать СП, куда власти должны были внести свою долю деньгами, а взамен получить 25% плюс одну акцию в проекте. "Акрон" не исключал привлечения и других инвесторов при условии сохранения контроля над активом.
   По мнению экспертов, проект "Олений Ручей" является критичным для "Акрона": первый этап разработки месторождения компания с большими усилиями способна профинансировать самостоятельно, но на второй этап денег ей может не хватить. В ноябре Северо-Западная фосфорная компания договорилась со Сбербанком о пятилетнем кредите примерно на $320 млн. Но в рамках освоения этого месторождения СЗФК не хочется тратиться на строительство новой АНОФ, если можно будет использовать мощности "Апатита". "Акрон" уже пытался договориться с ОАО "Апатит" о переработке своей руды с Оленьего Ручья. Но реально у "Апатита" нет свободных обогатительных мощностей. При полной загрузке в 8,5 млн тонн апатитового концентрата в год обе фабрики будут задействованы на полную мощность.
   При внешней эффективности проект использования обогатительных мощностей "Апатита" имеет один существенный изъян. Поверхностные руды Оленьего Ручья богаты фосфором и нефелином, но истощатся они крайне быстро, буквально за 2 - 3 года, это небольшой по толщине поверхностный слой, всего несколько метров. Дальше начнутся обычные руды, на которых сейчас и работает "Апатит". И издержки резко вырастут, несмотря на отсутствие социальных обременений и расходов на проходку. А через 5 - 6 лет закончатся и сами поверхностные руды, их всего-то 20 млн тонн. И тогда придется строить шахты, но заниматься этим СЗФК вряд ли станет. Ведь тогда цены на сырье вырастут и об эффективности производства и СЗФК, и "Метахима" можно будет забыть. В этом варианте продукция СЗФК окажется не конкурентоспособной по сравнению с концентратом "Апатита". Ведь СЗФК придется полностью "уйти под землю", в то время как на "Апатите" сохранится пропорция в добыче руды - 50 на 50.
   Самой заинтересованной стороной в проекте по самообеспечению нефелином, который сейчас предлагается правительству и Олегу Дерипаске, несомненно, является ОАО "Акрон". Эта компания сможет обеспечить себя на 5 - 6 лет действительно дешевым концентратом. Но ее экспортная ориентированность общеизвестна. А российским аграриям придется по-прежнему закупать удобрения, сделанные из более дорогого концентрата производства ОАО "Апатит". Ведь у него и проходка новых горизонтов и разрезов, и социальная сфера двух городов - Кировска и Апатитов, и подготовка кадров. Но при этом есть уверенность, что "Апатит" не встанет ни через 5, ни через 15, ни даже через 25 лет. Его горные планы уже утверждены до 2050 года.
   

   ОАО "АПАТИТ"
   РАСПОЛАГАЕТ тремя фабриками АНОФ. АНОФ-1 - самая старая из них. Она предельно изношена и устарела не только технически, но и морально. Модернизировать ее нельзя - если только старую всю сломать, а на ее месте абсолютно новую построить. Она с 1994 г. не работает. АНОФ-2 - производительность 4,6 млн тонн апатитового концентрата в год. АНОФ-3 - производительность 4,2 млн тонн апатитового концентрата в год
   ОБЩАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 8,8 млн тонн апатитового концентрата в год
   ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ОАО "Апатит" за последние годы - от 7,5 до 8,6 млн тонн апатитового концентрата в год.
   НЕФЕЛИНОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ производит только АНОФ-2 в отдельном цехе. Мощность производства составляет 1,7 млн тонн в год

   

   КАК ДЕЛАЮТ ГЛИНОЗЕМ
   По традиционной технологии глинозем получают из бокситов. На тонну глинозема требуется около 2 тонн бокситов. Только в СССР глинозем получали из нефелина - в Пикалево и Ачинске. В тонне нефелина содержится 28% глинозема. Спекательная технология позволяет "вынуть" 89% глинозема из нефелина. Устоявшиеся расходные коэффициенты в Пикалево составляют 4,1 тонны нефелина на тонну глинозема.