Пионерский марш

14.01.200200:00

Оптимистических прогнозов на рынке высоких технологий гораздо больше, чем пессимистических, пусть многие прогнозы и звучат как новогодние пожелания самим себе. Руководители крупнейших компаний, работающих в разных сегментах информационной индустрии – розница, системная интеграция, торговля периферией, – сходятся в том, что благоприятные тенденции сохранятся и в 2002 году. По мнению менеджеров, необходимость преодоления информационной отсталости страны и политическая стабилизация заставят государственный и коммерческий секторы вкладывать значительные средства в новые и уже начатые проекты.

 

Россия может обойти «яму перепроизводства», в которую угодила европейская и американская промышленность. У нас не насыщен розничный рынок: количество компьютеров на душу населения в России на порядок отличается от американских показателей. Не закончены процессы автоматизации предприятий, прерванные сменой собственников. А на пороге уже новые технологии, без которых невозможен выход на мировой рынок. Да и новая власть увидела в высоких технологиях инструмент для более эффективного управления страной и дальнейшей централизации управления. Все это позволяет менеджерам российского технологического рынка оптимистично смотреть на перспективы своего бизнеса в 2002 году. Впрочем, возможен и другой сценарий, о котором предпочитают не говорить, хотя и держат его в уме, зная, что при ухудшении экономической ситуации заказчики в первую очередь сокращают именно бюджеты по информатизации.

Интернет-издание CNews.ru и «Ко» обратились к менеджерам IT-рынка с вопросом: «Как будет развиваться российский IT-бизнес в 2002 году?»

 

Владимир Шаров, вице-президент группы «Формоза»:

 – Мы считаем наиболее перспективными рынки ноутбуков и карманных компьютеров. Резкое увеличение спроса на ПК и серверы в 2001 году не позволило нам приступить к сборке ноутбуков. Мы планируем воплотить задуманное в 2002 году. Маловероятно, что 2002 год будет менее благоприятным для российского компьютерного рынка, чем 2001-й. Отложенный нереализованный спрос на ПК в 2001 году, начатые государственные программы информатизации создают предпосылки для успешного бизнеса в 2002 году. Российские компьютерные компании готовы к конкуренции с западными производителями в условиях открытого рынка. Когда 10 лет назад западные компании пришли в Россию, то конкурировали они только между собой. Российских компаний, способных соперничать с ними, в то время не было. Сейчас доля западных компаний на российском рынке уменьшается. В то же время в России развиваются интеграционные процессы, открываются совместные производства. У «Формозы» есть совместный с Samsung проект строительства фабрики по выпуску мониторов.

 

Андрей Шабанов, управляющий директор Scala Business Solution CIS:

– В 2002 году усилится конкуренция между системными интеграторами. Думаю, компании будут все чаще пользоваться услугами внешних консультантов для создания корпоративных информационных систем. Проведенные исследования показывают, что вопросы, связанные с автоматизацией бизнеса, пока сумели решить лишь 5 – 10% российских предприятий. Так что потенциал рынка ERP-систем (Enterprise resource planning – системы управления предприятиями. – Прим. «Ко») в России огромен. По мере роста национальной экономики спрос на ERP-системы со стороны российских предприятий будет возрастать. Только автоматизированные предприятия смогут эффективно развиваться и оставаться конкурентоспособными.

В России постепенно повышается качество менеджмента, и это тоже хорошо для рынка ERP. Руководители российских предприятий созрели для современных технологий управления бизнесом. В условиях быстро меняющейся обстановки руководителю важно принимать решения в сжатые сроки. Причем решения эти не могут основываться лишь на интуиции и опыте руководителя, они должны базироваться на реальных показателях бизнеса. Бумажный документооборот не позволяет решить подобную проблему.

 

Кирилл Квашенко, генеральный директор Ergodata:

 – В 2001 году заметный рост наблюдался в секторах персональных компьютеров и периферийных устройств. Итоги года еще не подведены, но ожидается, что темпы роста компьютерного рынка по итогам прошлого года составят 30 – 35%. Рынок расходных материалов и носителей информации рос примерно такими же темпами.

Российский IT-рынок является одним из наиболее инновационных в мире. В нашей стране нет «залежей» техники прежних стандартов. Причина банальна: недостаточное финансирование в перестроечный и постперестроечный периоды. Пользователи, не обремененные грузом прошлого, выбирают самые современные устройства. Россияне проявляют устойчивый интерес к оптическим носителям (CD-R, CD-RW, DVD), флэш-картам памяти

(миниатюрные автономные носители информации, отличающиеся высокой скоростью работы и надежностью. – Прим. «Ко»).

Темпы развития российского IT-рынка – самые высокие в Европе. Больше всего вырастут объемы продаж оптических носителей и карт памяти. Если верить маркетинговым исследованиям, то рост в этом секторе в 2002 году может составить 50 – 60%. Наиболее существенно увеличатся продажи DVD. В 2002 году стандарт DVD начнет завоевывать российский рынок, а к 2005 году объемы продаж DVD сравняются с объемами продаж CD.

 

Сергей Токмаков, президент Sterling Group:

– Думаю, что массовое использование ASP (Application service providing – аренда готовых информационных систем. – Прим. «Ко») начнется в России года через два. Именно столько времени понадобится руководителям российских предприятий, чтобы понять, какие возможности скрываются за аббревиатурой ASP. Менеджерам предстоит подсчитать, что выгоднее – создать собственную автоматизированную систему или воспользоваться в режиме аренды уже готовой системой, оплачивая только обработку заказа отдельной функции или аренду. Я уверен, что у модели ASP в России хорошие перспективы. Самая большая проблема на пути внедрения ASP – неистребимая тяга российских бизнесменов к секретности. Вряд ли вся информация на предприятии является секретной. Засекреченной может быть консолидированная финансовая и маркетинговая информация, но доля таких данных в общем информационном обороте компании невелика.

Мы испытываем модель ASP на себе: 11 наших региональных офисов при помощи ASP-технологий взаимодействуют с центром. Один из этих центров находится в Женеве. Недавно Sterling Group заключила первый контракт на поставку ASP-решения. На самой крупной птицефабрике «Ульяновскптицепрома» создается единая система управления предприятием, которая позволит контролировать производственные процессы и принимать эффективные оперативные решения, а также сделает прозрачным учет.

 

Евгений Дащинский, генеральный директор Ayaxi:

 – В 1999 году крупные российские сырьевые корпорации осваивали новые для себя отрасли: машиностроение, производство товаров народного потребления. Самой шумной сделкой такого рода стало приобретение «Сибалом» Горьковского автозавода. В 2000 году новые собственники укреплялись на предприятиях, проводили реструктуризацию, избавлялись от непрофильных производств. В 2001 году собственники осознали, что проведенные реформы не привели к намеченным результатам. Менеджеры пришли из добывающих отраслей, где прибыль прямо пропорциональна добыче. Им потребовалось время, чтобы понять: доходы в высокотехнологичных отраслях экономики – таких, как машиностроение или производство товаров народного потребления, зависят от организации процесса производства, поставок и продаж. Выход в такой ситуации может быть только один – автоматизация информационных процессов. Только автоматизация дает менеджерам возможность в любой момент времени увидеть реальное положение дел на интересующем их участке или предприятии в целом. Новые собственники поняли это в 2001 году.

 

Александр Соковых, заместитель генерального директора IBS:

– Не стоит давать слишком оптимистические прогнозы на 2002 год. Падение цен на нефть и металлы снижает масштабы возможных инвестиций крупнейших российских предприятий в бизнес своих дочерних структур и в новые виды деятельности. Впрочем, за падением цен могут последовать и взлет, и стабилизация. Возможно, какая-то ясность в этом вопросе появится ближе к февралю. Поэтому предсказывать рост российского IT-рынка в конкретных цифрах я бы не стал.

Если в оценках развития рынка исходить из потребностей предприятий, то прирост должен составить около 50%. Однако процесс автоматизации компаний сдерживается «вечной российской перестройкой» – слияниями, поглощениями, разъединениями... Хочу надеяться, что в будущем году эта повальная тенденция пойдет на убыль. Предприятия, вместо того чтобы «резать» или покупать, научатся правильно управлять тем, что имеют.

В 2001 году стали более популярными CRM-решения (Customer relationship management – технологии, при помощи которых компании строят индивидуальные отношения с клиентами. – Прим. «Ко»). Это, на мой взгляд, является серьезным экономическим показателем: появление CRM говорит о том, что рынок насыщен продуктами и услугами (в первую очередь это касается секторов телекоммуникаций, финансовых услуг и дистрибуции). Россия наконец дожила до цивилизованной конкуренции за клиента. Если этот процесс продолжится, то в 2002 году можно прогнозировать бурное развитие рынка CRM-систем.

 

Руслан Чухнов, генеральный директор «Эксимер ДМ»:

– В 2001 году у российского пользователя изменилось восприятие компьютера как товара, обладающего товарной маркой. Это изменение выразилось в первую очередь в виде резкого роста розничных продаж компьютеров. Деньги, которые компьютерные компании, в том числе и наша, тратили на брэндинг и имиджевую рекламу, стали приносить отдачу. Потребитель обнаружил, что компьютеры носят разные «имена». Розничный, а потом и корпоративный рынок обратили свое внимание на отечественные брэнды. Это одно из важных событий 2001 года.

Вторая особенность года – возникновение бизнес-альянсов. Российская экономика повторяет пути развития западной экономики, но с некоторым опозданием. На Западе полным ходом идут слияния и поглощения, мы же пока добрались только до альянсов. Впрочем, это объяснимо: ни одна из российских компьютерных компаний не представлена на фондовом рынке. Для поглощений российские компьютерные компании пока не созрели, но альянсы между собой уже заключают.

 

Юрий Игошин, генеральный директор «Микротест»:

– Сохранятся тенденции 2001 года. Число интеграционных проектов в 2001 году в России резко увеличилось. Одна из тенденций года – уменьшение доли «железа» и увеличение добавленной стоимости в проектах. Возрастают объемы и стоимость проектирования, повышается интеллектуальная составляющая. Уходят в прошлое проекты, которые сводились к завозу техники и ее расстановке.

Другой важный момент: заказчики в 2001 году перестали вести дискуссии о том, какой компьютер лучше – Sun или Hewlett-Packard. Заказчикам уже ясно, что и та и другая техника хороша. Сейчас разговор заказчика с интегратором ведется на другом уровне: как правильнее построить проект, какие цели могут быть достигнуты в ходе проекта, каким будет конечный результат, в чем будет состоять выгода. Интеграторы и их заказчики стали понимать, что прибыльность предприятия достигается не только за счет внедрения IT-системы (можно привести множество примеров, когда система внедрена, а выгода не получена). Для того чтобы получить прибыль, нужно предпринять еще и необходимые организационные меры. Компьютерные компании и их клиенты учатся решать эти задачи.

 

Сергей Шашурин, первый вице-президент «Сибинтек»:

 – В 2001 году лопнул «мыльный пузырь» преувеличенных ожиданий по поводу веб-интеграции. Сегодня от слова «Интернет» стали шарахаться как от чего-то преступного. Так всегда бывает: сначала – взлет, затем – падение, а истина где-то посередине. Я по-прежнему считаю, что у Интернета в нашей стране очень большие перспективы.

В России стали уделять больше внимания нормативной базе в сфере информационных технологий. Закон «Об электронно-цифровой подписи», будь он хороший или плохой, сам по себе ничего не решит. Должен быть пакет законов: об электронной торговле, об электронном документообороте и т.д. Думаю, что авторы закона «Об электронно-цифровой подписи» вложили в него чересчур много лишнего. Я считаю, что в законе достаточно было написать, что электронно-цифровая подпись имеет право быть, что она признается юридически. А все остальное – механизмы контроля, ключи и проч. – должна расставить по местам жизнь. В любом случае тот факт, что законодатели начали заниматься информационными технологиями, позитивен.

 

Борис Бобровников, генеральный директор «Крок»:

 – В 2001 году на российский информационный рынок «обрушилось» огромное количество проектов. Каждый месяц был похож на авральный декабрь. Но такая нагрузка пошла компаниям только на пользу: когда работы много, мы не жалуемся, а стараемся сделать ее быстрее и лучше. У «Крока» появились новые заказчики, начаты серьезные  проекты с крупными российскими компаниями. Кроме того, в 2001 году развивались и те проекты, которыми мы занимались в течение нескольких лет.  Среди наших клиентов – «Транснефть» «Сибнефть», «Сибирский алюминий», Альфа-банк.

Такой всплеск активности обусловлен притоком «нефтяных денег», которые пополнили бюджет и позволили  добывающим компаниям и финансовым структурам заняться информатизацией. Насколько я знаю, год был успешным для большинства российских IT- компаний. Увеличивается оборот, расширяется спектр услуг, растет численность персонала. Я думаю, что отечественный IT-рынок развивается быстрее, чем другие отрасли российской экономики. И это нормальный, естественный процесс.

Принятие программы «Электронная Россия» – знаковое явление. Государство наконец обратило внимание на информационные технологии, объявив их приоритетными. Относиться пренебрежительно к российскому информационному рынку уже невозможно. Никогда ранее президент РФ не занимался вопросами информатизации страны лично. Никогда ранее при решении подобных задач власть не советовалась с представителями IT-бизнеса.

Думаю, практически все заинтересованные компании смогут принять участие  в программах информатизации страны.

Такого роста рынка, какой был в 2001-м, в наступившем году я не ожидаю. Однако при этом я не склонен считать, что результаты 2002 года могут быть хуже, чем результаты 2000-го.

Доля услуг в серьезных информационных проектах в последние годы неуклонно растет, и если еще несколько лет назад она не превышала 20%, то сегодня не опускается ниже 50%. Сегодня заказчик по-другому формулирует задачу. Если раньше  системного интегратора рассматривали исключительно как «автоматизатора», то сегодня мы теснейшим образом участвуем в решении бизнес-задач заказчика. Диалог с клиентом теперь строится иначе, разговор начинается с постановки задачи на уровне бизнеса, а не на уровне технологии. И основной интерес заказчика состоит в повышении эффективности бизнес-процессов всего рабочего цикла. Вопрос же использования той или иной аппаратной или программной платформы давно отошел на второй план. Заказчика теперь волнуют другие проблемы – как быстро будет готов проект, каковы его преимущества,  когда появится реальный эффект от внедрения проекта, во что он обойдется и какой будет стоимость  владения. Отталкиваясь от конкретных задач и оговоренного бюджета, мы приступаем к работе: проводим аудит имеющейся инфраструктуры, разрабатываем концепцию развития, техническое задание, проектируем, внедряем, а затем «пожизненно» поддерживаем и развиваем готовую систему.