Top.Mail.Ru
архив

Пирамида Насера

Асуанская плотина на реке Нил, расположенная на территории Египта, названа "главным чудом света XX века". Строительство этого чуда велось тридцать лет назад на деньги СССР. Участие в стройке века не принесло нашей стране никаких дивидендов, кроме краткосрочных политических. Сами же египтяне теперь мечтают найти деньги на уничтожение плотины.

После июльской революции 1952 года Египет де-факто перестал быть британской колонией и превратился в независимое, но очень бедное государство, знаменитое на весть мир своей древней историей, пирамидами, гробницами фараонов, рекой Нил и Суэцким каналом.

Доход на душу населения в Египте был на 20 - 25% ниже, чем в конце прошлого века, когда сюда пришли британские войска. Страна была почти поголовно крестьянской. Англичане всячески тормозили развитие национальной промышленности. Египет нужен был им именно как аграрная страна, которая приносила британцам в четыре раза больше доходов, чем Индия. Правда, в годы второй мировой войны, когда европейским колонизаторам было не до Египта, страна тихой сапой провела индустриализацию. Но даже после нее лишь 13% населения Египта работало в промышленности.

Президент страны Гамаль Абдель Насер, пришедший к власти летом 1952-го, принялся лихорадочно искать способ повышения уровня жизни египтян. Как всякий неопытный правитель, он верил в простые решения.

Однако такое решение не приходило ему в голову целых два месяца. Наконец мудрые консультанты из совета по развитию национального производства подсказали, что секрет египетского счастья может быть найден у города Асуан. Еще в 1902 году там была построена плотина, частично перегородившая Нил. Она позволила увеличить площадь орошаемых земель на 21%, и каждый километр такой земли стал давать урожая на 70% больше.

В октябре 1952 года, спустя три месяца после революции, совет по развитию постановил: построить у Асуана новую плотину такой высоты, чтобы она могла полностью регулировать сток Нила.

Еще два года ушло на составление детального проекта. За это время было подсчитано, что новая плотина увеличит национальный доход на четверть. Во-первых, значительно увеличатся орошаемые площади. Во-вторых, встроенная в плотину крупнейшая ГЭС будет давать 10 млрд кВт в год. В-третьих, после возведения плотины в округе возникнет крупное водохранилище, которое станет неисчерпаемым источником рыбы - как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Плюс ко всему улучшится навигационный режим на Ниле - главной транспортной артерии Египта.

Идея суперстройки активно муссировалась в местной прессе. Египетская нация поверила в чудо, которое может решить все экономические проблемы страны.

Оставалась самая малость - начать и закончить строительство плотины такой величины, какой еще никогда не возводило человечество. А до начала строительства найти на него деньги: у самого Египта таких средств не было.

Египетское правительство начало переговоры с правительствами богатых стран и международными финансовыми организациями.

Ловушка МБРР

Проект, который египтяне показывали потенциальным партнерам, был составлен по всем правилам "окучивания" инвесторов: его выгоды были несколько преувеличены, а трудности реализации существенно преуменьшены.

Первая смета тянула на 400 млн египетских фунтов (около $270 млн). Хотя были и проекты, в которых вся стоимость строительства ограничивалась суммой в $210 млн.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в 1955 году дал понять президенту Насеру, что заинтересован в финансировании проекта. Согласно расчетам экспертов банка, введение в строй Асуанского гидроэнергетического комплекса должно было повысить доходы египетского сельского хозяйства, основу которого составляло хлопководство, на 40%. Затраты на строительство, согласно этим расчетам, могли бы окупиться за 17 лет.

Египетским лидерам тогда казалось, что деньги вскоре будут получены. Но все оказалось сложнее.

МБРР, как известно, находится под плотным присмотром правительств США и европейских стран, которые, собственно, и учредили этот банк. Помимо чисто финансовых расчетов для финансирования египетской мечты требовалась и политическая воля западных лидеров, прежде всего американского президента Линдона Джонсона и британского премьера Гарольда Вильсона.

Египет - страна, имеющая важная геополитическое значение: Суэцкий канал, авторитет в арабском мире, географическая близость и враждебность к Израилю. Западные страны не хотели упускать возможности использовать проект как инструмент сохранения контроля над Египтом. Начался политический торг, проходивший как бы независимо от переговоров с МБРР.

Сами банковские клерки в это время требовали от Насера в обмен на деньги права контролировать египетский национальный бюджет и сам процесс строительства. И если бы власти арабской страны во время многолетней стройки позволили себе действия, которые показались бы западным наблюдателям расточительством или "нецелевым использованием" кредита, МБРР оставлял за собой право в одностороннем порядке приостановить кредитную линию.

Гамаль Абдель Насер, в свою очередь, опасался, что банк однажды найдет формальный повод воспользоваться этим правом и прекратит финансирование Асуана в самый неподходящий для египтян момент. В этом случае страна осталась бы на бобах со своей незавершенной стройкой века, многомиллионными долгами и отсталым сельским хозяйством.

В течение года стороны никак не могли договориться и о собственно финансовых условиях кредита. Насер в июле 1956-го в одном из публичных выступлений возмутился: "МБРР предлагает нам кредит в размере $70 млн. Это ловушка! Мы израсходуем эти деньги и вынуждены будем обратиться к ним за оставшимися $200 млн. И тогда они выставят нам условие, что МБРР присылает в Египет трех человек, которые займут кресла министра финансов, министра торговли и мое".

К счастью для египтян, мир в то время был двуполярным. И Насер решил сыграть на напряжении между двумя полюсами.

Хлопковое лобби

Президент Египта принялся налаживать отношения со странами восточного блока. Сначала Насер закупил крупную партию оружия у Чехословакии. А потом начал дружить и с другим тогдашним союзником СССР - китайским лидером Мао Цзэдуном.

Европа и США не захотели играть с египетским лидером в игру "кто мне больше заплатит - Запад или Восток?". Вскоре госсекретарь США Алан Даллес нашел повод прекратить переговоры по инвестициям. Великобритания и МБРР последовали примеру Соединенных Штатов.

Есть и другая, внутриамериканская версия свертывания этих переговоров. Якобы президент Джонсон и госсекретарь Даллес пошли на поводу у конгресса, лоббировавшего интересы американских хлопковых компаний. Бизнесмены опасались, что дешевый хлопок, который Египет после строительства плотины смог производить бы в гораздо большем количестве, собьет цены на мировом рынке.

Как бы там ни было, но Египет сразу же после отказа западных стран в инвестициях объявил о национализации Суэцкого канала, который до этого фактически находился во владении англичан и французов. Президент Насер объяснил своему народу, что из дохода в $100 млн, полученных каналом в 1955 году, Египту несправедливо досталось только $3 млн.

Западные страны начали подготовку к устранению Насера от власти. На территорию Египта вторглись войска тройственного англо-франко-израильского союза. Часть территории страны была занята израильтянами.

Силовые меры, наверное, рано или поздно привели бы к падению Насера. Но в 1958 году экономическую помощь ему предложил советский лидер Никита Хрущев. СССР выразил желание кредитовать строительство Асуанской плотины.

На достижение окончательных договоренностей СССР и Египту хватило нескольких дней. В последние дни 1958 года был подписан договор, согласно которому Советский Союз выделял Египту 12-летний кредит в 90 млн руб. (около $140 млн) для оплаты поставок оборудования и технической помощи в строительстве первой очереди объекта. Начала выплат по кредиту советское правительство готово было ждать до 1964 года - предполагаемого срока окончания строительства, - а ставка составляла скромные 2,5% годовых.

Никаких особых политических условий СССР Египту не выдвигал. Более того, советские специалисты помогли египтянам внести изменения в первоначальный проект, удешевив его стоимость.

резидент Насер торопился воспользоваться услугой нового северного партнера. Строительство плотины стартовало в ноябре 1960 года. Никита Хрущев тут же пообещал, что в нужное время профинансирует и вторую очередь строительства.

Египтяне проглотили эту наживку. И попались на крючок.

Ма-аленькое условие

Одно политическое условие советские власти все же Гамаль Абдель Насеру предъявили: Египет должен "стать на социалистический путь развития". То есть зажать частное предпринимательство и развивать государственную экономику с пятилетними планами.

Насер пообещал развивать социализм по крайней мере до 1970 года. К этому времени советский кредит должен был быть возвращен. Однако Насер недооценил тот вред, который принципы социалистического хозяйствования могут нанести и без того небогатой стране даже за 10 лет.

Первый пятилетний план развития египетской экономики сулил жителям страны удвоение национального дохода. Перенимая у советских друзей опыт составления пятилетних планов, Насер не знал, что в самом СССР они выполняются только на бумаге.

Чем ближе был финал строительства Асуанской плотины, тем сильнее социалистическое хозяйствование подкашивало египетскую экономику. Сбор хлопка, составлявший основу (75%) экспорта этой страны, уменьшился на 25%. Сельское хозяйство приходило в упадок. Следствием этого стало отрицательное внешнеторговое сальдо, которое в 1960 году составляло 36 млн египетских фунтов, а к 1965-му выросло до 135 млн.

В национальной розничной торговле к концу 60-х дело дошло до продуктовых наборов: в нагрузку к дефицитному товару предлагался какой-нибудь неликвид. Иначе некоторых продуктов на все египетское население катастрофически не хватало, а другими, не пользующимися спросом, были затоварены все склады.

Плюс ко всему к 1964 году строительство плотины так и не было завершено. Похоже, оно специально затягивалось обеими сторонами. СССР хотел как можно дольше сохранять влияние на Насера, а сам президент Египта боялся, что после ухода советских помощников не удержится у власти.

Но когда-нибудь все заканчивается. В 1970 году, на шесть лет позже первоначального плана, великая Асуанская плотина, главное чудо света XX века, была возведена. Специалисты из СССР умыли руки и покинули арабскую страну. С тех пор наши отношения с Египтом не столь теплые, несмотря на то что СССР и Россия традиционно направляли и направляют в эту страну сильные дипломатические кадры. Одно время в дипкорпусе на территории Египта работал даже Евгений Примаков. Гамаль Абдель Насер действительно почти сразу же после ухода советских потерял власть - его тихо сместил Анвар Садат.

Новый президент тут же развернул экономическую политику на 180 градусов, отправив на свалку истории все социалистические принципы и объявив свободу предпринимательства. А вот с Асуанской плотиной он разобрался не так быстро.

В 1975 году в Египте была создана специальная комиссия по изучению последствий строительства плотины. Последствия эти в изложении экспертов выглядели все более ужасающе.

Из новых угодий, которые стали орошаемыми благодаря Асуану, обнищавшие крестьяне могут использовать только половину. На остальной территории Египта посевные площади сократились на величину, в три раза большую, чем площадь орошаемых новой плотиной земель.

Ввиду затопления большой территории в Египте возникли проблемы с илом - важным строительным сырьем, из которого в этой стране делают кирпичи. Производители кирпичей вынуждены теперь срезать ценные плодородные пласты почвы. И бороться с этим явлением не помогает даже уголовная ответственность за такие деяния.

В целом эксплуатация Асуанской плотины (даже с учетом доходов от расположенной на ней ГЭС) ежегодно приносит стране убытков в размере 20 млн египетских фунтов. Сама ГЭС, кстати, работает только на 20% от проектной мощности, поскольку в Египте нет крупных потребителей электроэнергии.

Еще более впечатляют экологические последствия возведения "чуда света": размыв русла Нила, засорение реки водорослями, миграция рыбы.

Египет с тех пор уже не раз обращался к своему главному партнеру последней четверти века - Соединенным Штатам. Арабская страна желает получить новый кредит: на ликвидацию Асуанской плотины.

Зато экономика страны постепенно выходит из ступора. Спасает частный бизнес, которому дал свободу Анвар Садат.

Еще по теме