"Пиратская республика"
Сможет ли Владимир Миклушевский провести "ребрендинг" Приморского края.
Губернатор Приморья Владимир Миклушевский сменил директора департамента лесного хозяйства края, назначив на эту должность Валерия Чиркова. Хотя сам Миклушевский - москвич, Чирков - приморец, имеющий большой опыт работы в лесном хозяйстве. Вообще, по отзывам экспертов, губернатор пытается соблюдать баланс между "варягами" и местными в своей администрации. Однако, возглавив регион около года назад, он продолжил "перетряхивать" команду предшественника Сергея Дарькина, руководившего краем в течение одиннадцати лет.
Губернаторский бизнес
Сергей Дарькин стал "главным" в Приморье в результате сплетения большого числа случайных обстоятельств. До начала 2000-х не фиксировалось никаких признаков того, что у Сергея Михайловича есть политические амбиции: его интересы целиком лежали в сфере бизнеса, прежде всего рыболовецкого (ему принадлежало ЗАО "Ролиз"). Позже недоброжелатели говорили, что Дарькин имел самые тесные партнерские отношения с организованной преступностью, но кто из бизнесменов в 1990-е их не имел? Но вот в 2000 г. грянул знаменитый приморский энергетический кризис, население в мороз оставалось без света и тепла, за что и сняли губернатора Евгения Наздратенко. Тут выяснилось, что главным претендентом на место Наздратенко является Виктор Черепков, экс-мэр Владивостока, конфликтовавший и с краевой, и с федеральной властью. Все усилия федералы направили на борьбу с Черепковым, а на второго кандидата никто не обращал внимания. Между тем на выборах Дарькина считали креатурой Наздратенко, ведь наряду с прочим с 1998 г. Сергей Михайлович числился президентом банка "Приморье", именуемого в народе "наздратенковским". На втором туре Черепкова сняли с выборов, и Дарькин выиграл при минимальной явке избирателей, победив кандидата Кремля - федерального инспектора Геннадия Апанасенко.
Сев в губернаторское кресло, Дарькин переписал бизнес на супругу, актрису Ларису Белоброву, ставшую в результате самой богатой женщиной Приморья, можно сказать, владивостокской Еленой Батуриной.
Все опрошенные "Ко" региональные эксперты признают, что Дарькин был руководителем сильным, но закрытым, лишенным каких-либо даже внешних признаков демократичности и при этом неизменно блюдущим собственные деловые интересы. "За достаточно короткий срок Сергей Михайлович отстроил жесткую вертикаль власти внутри региона, взяв под контроль не только администрацию края и краевую Думу, но и удаленные территории, расположенные на севере Приморья", - говорит заместитель председателя регионального отделения партии "Демократический выбор", политолог Александр Андони. По его словам, основным минусом периода губернаторства Дарькина традиционно считается монополия на бизнес: без его кивка и одобрения заниматься чем-то серьезным в Приморье было невозможно. Жесткость вертикали власти, выстроенной Сергеем Михайловичем, породила невероятно высокий уровень коррупции. "Чиновники четко понимали, что никому не удастся обойти их в решении профильных вопросов. Порой даже депутаты Законодательного собрания оказывались в коррупционной "вилке" и вынуждены были давать взятки чиновникам", - вспоминает Александр Андони, и его мнение подтверждают другие эксперты. "Создать в крае новую компанию или "завести" сюда сторонний бизнес без "отката" в кабинетах краевой власти стало просто невозможно", - констатирует главный редактор издательской компании "Золотой Рог" Андрей Пушкарев.
Политические партнеры Дарькина являлись одновременно и его же деловыми партнерами, причем некоторым из них приписывали криминальное прошлое. "Новая элита вышла из традиционной для региона сферы бизнеса - добыча и экспорт рыбы, леса, некоторых других ресурсов, приграничная торговля, - поясняет местный политолог Александр Зыков. - Поглощение приморской экономики компаниями, принадлежащими губернатору и его ближайшему окружению, с легкой руки местных СМИ получило название "ролизация экономики" (от наименования компании Дарькина "Ролиз", занимавшейся судоремонтом и рыболовством)". Результатом этого процесса стал отток капиталов из Приморья в соседние регионы. Яркий тому пример - перерегистрация компании "Преображенская база тралового флота", принадлежащей экс-сенатору от Приморья и нынешнему губернатору Амурской области Олегу Кожемяко, в Камчатской области. Как говорят эксперты, Дарькин вытеснил Кожемяко из края как слишком опасного соперника.
Распродажа
Однако со временем "коррупционный узел" в Приморье стал надоедать Москве. С 2007 г., когда дальневосточным полпредом был назначен Олег Сафонов, в Приморье начали возбуждаться уголовные дела против крупнейших краевых чиновников. Под следствием находились почти все заместители Дарькина, многие начальники департаментов, были осуждены давний бизнес-партнер Дарькина, мэр Владивостока Владимир Николаев, вице-губернатор Александр Шишкин, начальник отдела лицензирования Леонид Бельтюков и др. В международный розыск были объявлены депутат и "рыболовный" предприниматель Геннадий Лысак, сенатор Игорь Иванов и около десятка менее известных чиновников и бизнесменов.
Впрочем, окончательный крест на губернаторстве Дарькина поставили парламентские выборы 2011 г.: "Единая Россия" показала в Приморье один из худших результатов в стране - 33,92%. В декабре 2011 г. имела место красноречивая публичная акция, выражающая отношение Кремля к краю: во время специальной телепрограммы "Разговор с Владимиром Путиным" приморский предприниматель Андрей Голдовин пожаловался премьеру, что "трудно вести бизнес в условиях мощной коррупции". "Чиновничий аппарат во главе с губернатором Дарькиным набивает карманы за счет госбюджета", - заявил бизнесмен. Владимир Путин ответил, что дело не только в коррупции, хотя в Приморье вопросов с криминалом больше, чем в других регионах.
Дарькин предчувствовал опалу, и уже в 2011 г. стартовала распродажа активов губернатора (точнее, его супруги). В этом году знаменитое ЗАО "Ролиз", владевшее тремя рыболовными судами (оборот - $30-32 млн), было за $50 млн продано мурманскому рыбопромышленному холдингу "Карат", владельцами коего называют экс-зампреда Госкомрыболовства Александра Тугушева и владельца норвежской фирмы Ocean Trawlers, гражданина Швейцарии Виталия Орлова. Однако в руках Ларисы Белобровой остался еще более крупный актив - ОАО "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР), вторая по объему квот компания страны, на которую приходится около 30% от официального вылова Приморья.
Перспективы ухода Дарькина из рыбного бизнеса побудили местную прессу заявить о "рыбном переделе". В край "вторглась" группа "Русское море", среди учредителей которой числятся структуры Геннадия Тимченко и Максима Воробьева (брат высокопоставленного единоросса Андрея Воробьева). В начале 2013 г. группа "Русское море" приобрела за $350 млн местные рыбодобывающие фирмы "Турниф" и "Интрарос", на чью долю приходится 16% вылавливаемой в Приморье рыбы. А в прошлом году появилась информация, что компания Тимченко и Воробьева ведет с госпожой Белобровой переговоры о продаже НБАМР. Сумму сделки оценивали в $250-500 млн, но она до сих пор не состоялась, и по итогам 2012 г. жена Дарькина получила в НБАМР дивиденды в размере 170 млн руб.
Ректор края
Преемника Сергею Дарькину нашли необычного. Владимир Миклушевский всю жизнь работал в системе высшего образования, а из этой среды губернаторы еще не выходили. Миклушевский был проректором МИСИСа, а ректором там работал нынешний министр науки и образования Дмитрий Ливанов. Из проректора Миклушевский переквалифицировался в высокопоставленного чиновника Минобрнауки, а уже оттуда его отправили во Владивосток в качестве ректора Дальневосточного университета. Должность считалась чрезвычайно важной, поскольку на вуз приходилась значительная часть инвестиций по подготовке саммита АТЭС, после которого университет должен был переехать в пресловутый кампус на острове Русский.
По стилю господин Миклушевский являет собой полную противоположность предшественнику - открытый, демократичный и продвинутый. Он даже готов общаться с избирателями через "Твиттер". "Владимир Миклушевский - достойный проводник государственной политики в Приморском крае, - утверждает председатель регионального отделения "Деловой России", председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы города Владивостока Дмитрий Сулеев. - Он интеллектуально развитый, энергичный политик. Заслуживает высокой оценки его деятельность по взаимодействию с гражданским обществом, он информационно открыт для населения". Миклушевский объявил, что преследует цель декриминализации и "ребрендинга" региона.
Среди важнейших объектов, которые новый губернатор собирается продвигать, - игровая зона, завод "Соллерс", строительство "Газпромом" предприятия по производству сжиженного газа, формирование судостроительного кластера. В конце апреля принята система льготного налогообложения для новых масштабных инвестиционных проектов.
Одновременно продолжаются "репрессии" против чиновников прежней команды. Впрочем, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского госуниверситета профессор Леонид Бляхер сказал "Ко": "Миклушевский пока проявил себя как опытный демагог (в классическом значении термина), умелый пиарщик. Его приход, как и гигантское строительство в городе, породили волну позитивных ожиданий у населения. Вместе с тем, для элит он остается чужим. Это делает его положение более независимым, но одновременно менее устойчивым".
Дальневосточное время
В оправдание всем прошлым губернаторам Приморского края и нынешнему тоже надо сказать, что это чрезвычайно сложная территория. Удаленность от европейской части страны накладывает отпечаток на все, здесь происходящее. Высокие железнодорожные тарифы делают торговлю с Китаем и Японией гораздо более значимой, чем с остальной Россией. Энергетика на Дальнем Востоке изолирована от общероссийской, в силу чего в регионе даже не стали проводить энергореформу. Автомобили здесь по преимуществу японского происхождения - праворульные. При этом большая часть работников предприятий попала в Приморье в связи с советскими планами индустриализации региона. Но эти планы не реализовались, что привело к безработице и оттоку населения.
Экономические причины оттока людей усиливаются природно-климатическими. "Время, по которому живут сейчас приморцы, на два часа обгоняет астрономическое. Рабочий день почти круглый год начинается до восхода солнца. Результат - постоянная и повышенная утомляемость. В прибрежной части Приморья, в том числе во Владивостоке, в последнее десятилетие наблюдается стабильное ухудшение погодных условий. Сократилось количество солнечных дней весной и летом, температуры стали ниже. Для определенной части населения это тоже повод для смены места жительства", - рассказывает Дмитрий Сулеев.
При этом географическая удаленность от Москвы не означает удаленность от федеральной власти. Наоборот, федеральный центр, опасаясь потери слишком далеких территорий, любит вмешиваться в местные дела. Пристальное внимание Москвы имеет и плюсы, и минусы: оно приносит финансовую выгоду, но лишает и краевую власть, и население чувства, что они управляют собственной судьбой. Как замечает Леонид Бляхер, "сегодня Дальний Восток, скорее, чувствует себя покоренной провинцией, нежели автономией".
Самая характерная сфера столкновения интересов приморцев и федерального центра - праворульные машины, импорт коих затруднен из-за ввозных пошлин. "Спасая некий российский автопром, в Приморье подорвали сферу бизнеса, завязанную на ввозе праворульных автомобилей, - констатирует Андрей Пушкарев - В этой сфере в крае работали около 200 000 человек. Несколько сот крупных бизнесменов были вынуждены попросту закрыть компании и уехать из региона, поскольку других привлекательных возможностей вложить свои деньги здесь практически нет".
Темный лес
Важнейшие ресурсы Приморья - лес и рыба. Самый простой способ заработать на них - отправлять почти не обработанное сырье на экспорт. Но государство предпринимает массу усилий для того, чтобы прекратить такой экспорт и наладить переработку сырья. В ход идут то экспортные пошлины, то другие меры воздействия. Поэтому и рыболовы, и лесорубы перемещаются в теневой сектор.
Один из традиционных приморских сюжетов - браконьерские заготовки леса под видом заготовки дров для местного населения. Как сказал директор госучреждения "Приморское лесничество" Игорь Гречин, проблема с дровами порой умышленно обостряется местными жителями. Граждане берут разрешение на заготовку дров, а сами пилят деловой лес на продажу либо продают разрешение третьим лицам, и оно служит пропуском в тайгу для незаконных вырубок. В итоге численность населения Приморского края за последние годы уменьшилась, а запросов на заготовку дров все больше.
Новый губернатор Владимир Миклушевский не может игнорировать нужды сельских жителей, поэтому недавно дал поручение подготовить законопроект, позволяющий закрепить за населением площадки для заготовки дров.
Миклушевский пытается делать то, что государство номинально старалось осуществить вот уже десять лет: вывести сырьевые отрасли из тени и увеличить в них долю переработки. Краевое правительство приняло госпрограмму развития рыболовства, созданную, кстати, экспертами родного для губернатора Дальневосточного университета. Власть собирается способствовать созданию логистических центров по перевалке рыбы, формированию системы рыбных аукционов, рыбного рынка во Владивостоке, постройке шести рыбоводных заводов. 550 млн руб. выделят на субсидирование ферм, разводящих аквакультуры. Начались совещания по декриминализации лесного хозяйства. Но экономика края, по-видимому, пока не способна выжить без теневого бизнеса. "Транзит грузов и квоты на вылов рыбы - это то, что лежит на поверхности, - подчеркивает Александр Андони, - в то время, как черный экспорт в Азию морских ресурсов, металла и леса обеспечивал высокий и стабильный приток черного "нала". Большая часть денежных средств оставалась внутри региона и крутилась, тем самым создавая благоприятную почву для развития малого и среднего бизнеса".
Чем кормить зверей?
Сложность приморских экономических проблем может иллюстрировать ситуация в такой когда-то процветающей отрасли, как пушное звероводство. Бывший сотрудник управления внутренней политики краевой администрации Андрей Кудисов говорит, что сейчас отрасль практически умерла, а произошло это потому, что кормовой базой для нее служили отходы береговой рыбопереработки, а последняя тоже исчезла - рыбакам стало выгодно увозить улов за рубеж. Причины же, по каким рыбаки не возвращают улов на берег, многочисленны: это и сложности с таможенным оформлением, и бюрократизм ветеринарного контроля, и проникновение китайских инвесторов в капитал местных рыболовецких компаний. "Это тугой и сложный клубок проблем, - отмечает Андрей Кудисов. - Инвесторы, просчитывающие инвестпроекты в Приморье, чаще всего приходят к выводу, что они будут нерентабельны. Важнейшие причины этого - высокие тарифы на железнодорожные перевозки и на электроэнергию. Электростанции в Приморье технически отсталые, работают в основном на достаточно дорогом жидком топливе, а шахты, поставлявшие энергетике более дешевые угли, в большинстве своем закрылись".
Закрылось также и большинство судостроительных и судоремонтных предприятий Приморья, не выдержав конкуренции с китайскими и корейскими верфями.
Часто иностранные инвесторы, попробовав вести бизнес в крае, уходят отсюда. Недавно на совещании вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил "оторвать головы" всем, кто виновен в срыве строительства мегасудостроительного завода в городе Большой Камень. "Здесь дела вообще выглядят плачевно, - рассказывает Андрей Пушкарев. - Главный иностранный инвестор, корейцы, столкнувшись с проблемами административно-бюрократического порядка (и это несмотря на поддержку проекта президентом), вышли из проекта. Сейчас уже понятно, что на столь крупное предприятие просто неоткуда будет брать рабочих, а необходимо почти 10 000 человек!"
Золотой дождь
Если оценить влияние федеральной власти на социально-экономическую обстановку в Приморье, то картина получается неоднозначная. Федеральное вмешательство искажает рынок и делает ситуацию "неестественной". Так, борьба с браконьерством в море и в лесу не ликвидировала проблему, но способствовала криминализации бизнеса. А еще большие искажения, но уже со знаком плюс, начались после 2008 г., когда федеральное правительство обрушило на край политически мотивированные инфраструктурные инвестиции на строительство Восточного нефтепровода (ВСТО), на прокладку дорог и подготовку к саммиту АТЭС.
Приморье всегда отставало по темпам развития от общероссийского уровня. За десять лет, с 1998 г. по 2007 г., средние темпы роста ВРП (валовый региональный продукт) в крае составили 3,3%, в то время, как для остальной России этот показатель равнялся 6%. Однако федеральные инвестиции, в массовом порядком потекшие в регион примерно после 2008 г., резко исправили статистику. За следующее четырехлетие, с 2008 г. по 2011 г., среднегодовые темпы экономического роста в Приморье подскочили до 7,2%, в то время как в России они упали до 2%. Правда, комментируя эти цифры, политолог Александр Зыков отмечает: "Благодаря федеральным финансовым вливаниям в 2008-2011 гг. статистически ситуация поменялась, а реальный уровень жизни и экономическая динамика остались прежними".
За счет чего краю удалось подправить экономическую статистику? На этот вопрос можно ответить, если проанализировать структуру ВРП. Глядя на данные 2004 г., заметим, что и сельское хозяйство, и промышленность в крае по сравнению со среднероссийским уровнем развиты относительно слабо. Сильно развито рыболовство - на него приходится более 8% ВРП, в то время, как для России в целом эта отрасль имеет ничтожное значение (0,3%). Однако ведущая отрасль приморской экономики - транспорт и связь. На них приходится пятая часть всей краевой экономики, что вдвое превосходит среднероссийский уровень. Это неудивительно, учитывая транзитное значение Приморья, его порты и судоходные компании, его роль в Транссибе.
Если взять статистику 2011 г., то можем увидеть, что доля рыболовства в местной экономике упала в два раза, что, по-видимому, означает попросту уход отрасли в тень и перерегистрацию рыболовных компаний в других регионах. Зато резко возросла доля строительства: оно превысило 20% ВРП, обогнав даже транспорт.
Общий объем инвестиций в инфраструктуру за последние 4 года оценивают в 700 млрд рублей. Разумеется, нужно сделать поправку на "распилы", всю страну потряс скандал с размытой дорогостояющей трассой, построенной к саммиту АТЭС Владивосток-2012 Седанка-Патрокл - поэтому в первые же месяцы своего пребывания на посту губернатора Владимир Миклушевский уволил директора департамента дорожного хозяйства Приморья Андрея Разгонова.
Тем не менее край получил университет, новый аэропорт, несколько новых автодорог, три моста, океанариум, театр оперы и балета, крупный микрорайон, полную газификацию, водовод, спорткомплекс, несколько гостиниц, мусоросжигательный завод и очистные сооружения. Увеличилась пропускная способность портов.
Сами приморцы относятся к этому по-разному. "Инвестиции в объекты саммита АТЭС не только не привели к увеличению налогового потенциала края, но даже наоборот: возмещение НДС предприятиям, зарегистрированным в других регионах страны, привело к чистому оттоку налогов", - подчеркивает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. "Даже саммит АТЭС, прошедший осенью 2012 г., мог бы дать другой эффект, если бы губернатор хотя бы как-то вмешался, к примеру, в составление списка объектов, которые необходимо было построить в крае, - рассуждает Андрей Пушкарев. - Многие объекты, построенные исключительно по велению Москвы, фактически стоят мертвым грузом".
"Жители города действительно получили новые дороги (правда, некоторые почти сразу частично разрушились), но теперь вынуждены нарезать по городу многокилометровые круги, чтобы подъехать к своему дому - не хватает съездов", - рассказывает Александр Андони.
Самое интересное, что, по оценке экспертов, в экономике края стали происходить довольно странные процессы - она начала перестраиваться на освоение федеральных субсидий. И непонятно, что произойдет с региональной экономикой, когда стройки завершатся, а поток субсидий иссякнет. Но в Приморье не думают, что это случится скоро. "За последний год ощутимо усилилось участие края в целевых федеральных программах, - утверждает Дмитрий Сулеев. - Судя по подписанной недавно государственной программе развития Дальнего Востока, федеральный центр будет продолжать эту политику". Между прочим, стоимость программы составляет 10,6 трлн руб., из которых на бюджетные средства приходится 3,8 трлн руб.
Разумеется, за федеральные деньги придется платить: эксперты ожидают усиления экспансии в Приморье федеральных корпораций, что обострит и без того непростую экологическую проблему в крае. Эколог Анатолий Лебедев прогнозирует: "Порты все равно будут перегружать горы угля на экспорт, отравляя пылью портовые города, несмотря на протесты граждан и общественные экспертизы. "Роснефть" все равно построит нефтехимическое производство под Находкой вопреки протестам местных жителей поселка Врангель. "Газпром" все равно возведет свой газохимический комплекс рядом с леопардовым заповедником, несмотря на протесты экологов и альтернативные предложения экспертов. Таможня не станет требовать от экспортеров леса обязательного предоставления документа о происхождении древесины, а в защитных лесах будут продолжаться массовые рубки, пока это все не остановит Владимир Путин".
При этом нельзя утверждать, что власть не видит проблем: все правильные слова сказаны на всех уровнях. Но решить проблемы пока не удалось, и неясно, сможет ли Приморье избавиться от имиджа, как выразился Леонид Бляхер, "пиратской республики", живущей на федеральные субсидии и разграблении собственной природы.